Понятия дистанционного образования в законодательстве нет. Можно говорить о заочном обучении с применением дистанционных технологий, - заявляет начальник отдела высших учебных заведений Рособразования Сергей Игнатьев. Если десять лет назад на заочных отделениях учились миллион студентов, то сейчас - в два раза больше. У нас работает три заочных специализированных вуза. В прошлом году на заочные отделения было принято 434 тысячи человек, большинство - выпускники техникумов и колледжей. Но и у вчерашних школьников интерес к заочному обучению есть, студентами стали 133 000 выпускников.
 Государству заочники выгодны, их подготовка требует меньше вложений - не надо платить стипендию, обеспечивать общежитием. Если, к примеру, студент дневного отделения "стоит" 90 тысяч рублей в год, то заочник - всего 45 тысяч рублей в год. А для того чтобы повысить мотивацию к учебе, можно ввести на бюджетные места ограничение - принимать, как и раньше, только тех, кто работает по специальности.
Есть опасения, что некоторые вузы последуют примеру Санкт-Петербургского университета и закроют заочные отделения - такое право у них есть. А вот сумеют ли потом так же быстро открыть набор для желающих, найти кадры, восстановить программы с учетом требований экономики и рынка труда - большой вопрос.
Для фундаментальных, технических специальностей заочное и дистанционное обучение не годятся. Тем не менее, от заочного отделения пока нельзя отказываться, хотя некоторые деканы призывают к этому. Сохранять его надо на гуманитарных специальностях - исторических, филологических, педагогических. Обучение дистанционное высшее педагогическое гораздо логичнее чем медицинское или техническое. Полностью дистанционное обучение не может заменить заочную форму. Дистанционное образование подходит для переподготовки, повышения квалификации. А для получения полноценного высшего образования требуется живое общение с педагогом.
Обучение дистанционное высшее педагогическое надо обязательно дополнять установочными лекциями. И в дипломе указывать, как получено образование - очно, заочно, дистанционно. К сожалению, это предложение многие встречают в штыки. Даже филиалы ведущих вузов не желают указывать, что человек прошел обучение не в головном вузе.
Если бы у нас дистанционные методы образования и так называемый e-learning были развиты на таком же масштабном уровне, как заочное обучение, то от последнего можно было бы отказаться. Но, увы, этого нет, все в "зачаточном" состоянии. В некоторых вузах и вовсе не знают, что такое "e-learning". Поэтому совсем отказываться от "заочки" на данном этапе нельзя.
Сегодня во многих вузах существуют дистанционные программы по обучению дистанционно по высшему педагогическому образованию. Диплом после такого обучения - обычный. Но сегодняшним законодательством, к сожалению, такой вид обучения толком не регулируется. Большинство вузов его используют по отдельным курсам и направлениям, а законодатель боится его приравнять к обычному образованию. Это понятно - слишком неравномерно сегодня качество подобных курсов. Кто-то действительно дает знания таким образом, а кто-то просто зарабатывает деньги.
|