Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Рейтинг вузов в России
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
О компетентностном подходе в высшем образовании
Факультет дополнительного профессионального образования
Высшее образование за год
Педагогика профессионального образования скачать
Работа без высшего образования
Высшее образование сегодня
Роль высшего образования
Платное высшее образование
Юридическое образование второе высшее стоимость
Интернет обучение высшее образование
Педагогика высшего образования
Педагогическое образование второе высшее
Направления подготовки высшего профессионального образования
Второе высшее образование сколько лет
Психология высшее дистанционное обучение
Министерство высшего профессионального образования
Второе высшее образование медицинское
Образец диплома государственного образца
Высшее образование служба в армии
________________
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

О компетентностном подходе в высшем образовании

Каждая социально-экономическая формация ориентирована на развитие определенной образовательной моде­ли, наиболее полно соответствующей её приоритетам. В условиях, когда со­циальные и экономические институты страны находятся в стадии становле­ния, в этом плане возникают большие сложности. Сегодня государственные и бизнес-структуры столкнулись с це­лым рядом проблем, в решении кото­рых образовательные институты игра­ют решающую роль.

Вопрос о качестве подготовки спе­циалистов сегодня, к сожалению, свел­ся к вопросу о переходе от «знаниевого», или «квалификационного», подхо­да к «компетентностному». При этом цель профессионального образования, заочного высшего образования и обучения, основанного на компетен­циях, постулируется как установление соответствия между содержанием обу­чения и характером трудовой деятель­ности, между знаниями, умениями, опытом, получаемыми в результате освоения образовательных программ, и "реальными" задачами и проблемами.

Ясно, что в учебных планах ряда на­правлений и специальностей имеются знаниевые пробелы практической на­правленности, которые должны быть заполнены новыми разделами, а воз­можно, и новыми учебными дисципли­нами. Необходимо четко и ясно опре­делить, что упущено и что необходимо наверстать. Поэтому практическая со­ставляющая программы модернизации российского образования приобрета­ет особое значение.

В основу отечественного высшего образования традиционно положены фундаментальные научные знания. Однако формирование навыков при­менения полученных знаний всегда ос­тавалось неотъемлемой частью учеб­ного процесса. Система семинарских и практических занятий, заочное высшее экономическое образование, лаборатор­ных работ способствовала усвоению лекционного материала и формирова­нию умений, а возможно, и первичных навыков использования теоретических представлений для решения практичес­ких задач в соответствующей профес­сиональной области, участию студен­тов в научных исследованиях. Выпол­нение дипломной работы во многих случаях завершалось публикацией по­лученных результатов в научных жур­налах или докладом на научных конфе­ренциях.

Поэтому когда сегодня говорится о низком уровне умений наших выпуск­ников «применять знания на практи­ке», то необходимо все же уточнить -о какой практике идет речь? Ведь, не обладая высоким уровнем показателя «знание», можно демонстрировать лишь владение каким-либо «ремеслом ». Конечно, если к высшему образованию относить любое послесреднее образо­вание, как это принято на Западе, то подобная точка зрения имеет право на существование. Вероятно, имеются в виду вполне определенные виды про­фессиональной деятельности. Прежде всего это сфера обслуживания и соци­альная сфера - подготовка работников торговли, банковских служащих, рес­тораторов, товароведов и др. Но какое отношение это имеет к высшему образованию в отечественном пони­мании?

Система высшего образования страны не может быть однородной по своим целям и задачам, а стало быть, и по используемым образовательным технологиям например заочное второе высшее образование. Та её часть, целью кото­рой является подготовка специалистов наукоемких производств, а также работников в области науки и образова­ния, должна обеспечить получение прежде всего университетского образования со значительной знаниевой, более того - исследовательской ком­понентой. Если же речь идет о подго­товке «сервисных» специалистов, ори­ентированных на исполнительские виды деятельности, то уместно гово­рить о подготовке именно практико-ориентированных специалистов; здесь как раз и возникает вопрос о соотно­шении среднего, с превалирующей до­лей ремесла, и высшего профессио­нального образования. Ибо очень час­то выпускник техникума или колледжа, а теперь и «профессионального бака­лавриата», во многих случаях сполна удовлетворит требования работодате­ля к молодому специалисту.

Кроме того, говоря о противоречии между укладом профессионального образования и современным бизнесом, необходимо иметь в виду, что на биз­несе «свет клином не сошелся», име­ются и другие виды общественно по­лезной деятельности, которые не ме­нее важны для развития страны. Ведь рынок, по сути, не что иное, как один из механизмов реализации определен­ного типа экономических отношений между субъектами экономической де­ятельности. И было бы совершенно неправильно выстраивать всю систе­му образования, согласуясь лишь с ин­тересами рынка. Это было бы равно­сильно её разрушению. Поэтому поли­тика тотального вовлечения работода­телей в работу по созданию федеральных образовательных стандартов выс­шего профессионального образования не может рассматриваться как всесто­ронне взвешенное решение. Вместе с тем в тех случаях, когда отрасли или отдельные крупные предприятия выступают в роли заказчика специалистов, оплачивают их обучение, гарантируют трудоустройство, то, безусловно, они праве участвовать в формировании специализирующей части образова­тельной программы (специализации).

На мой взгляд, это крайне умозри­тельная конструкция, которая по при­чине своей абстрактности и нереали­зуемости выступает по отношению к системе образования в качестве лож­ного ориентира. В частности, возни­кают вопросы, нуждающиеся в разъяс­нении и осмыслении. Что имеется в виду - действительные компетенции, которыми владеют различные соци­ально-демографические группы и слои российского общества? Компетенции, приобретаемые обучающимися в ву­зах? Компетенции, которыми должен владеть образованный человек, не только получивший высшее образова­ние, но и обладающий опытом профес­сиональной деятельности?

Ведь, по существу, речь должна идти не только о тех задачах, которые воз­никнут в будущем, но и тех, которые стоят в данный момент. Так, для сту­дента - это прежде всего решение ака­демических задач и задач личностного развития, обеспечиваемое системой занятий, зачетов и экзаменов, проме­жуточных и итоговых аттестаций. Что же касается "опережающих свойств" высшего образования, то они обеспе­чиваются как раз его фундаментально­стью.

Уход от «знаниевой» модели обра­зования аргументируется нарастанием темпов устаревания информации. Этим оправдывается смещение конеч­ных целей образования от знаний к интегрально-практическим умениям. Однако утверждение о том, что «уста­ревание информации происходит го­раздо быстрее, чем завершается цикл обучения в высшей школе», не вполне соответствует практике. В связи с этим следует заметить, что две трети учеб­ного времени действующих основных образовательных программ высшей школы, если, конечно, речь идет о доб­ротном высшем образовании, отводит­ся на изучение фундаментальных дис­циплин, к содержанию которых тезис об «устаревании информации» никак не подходит. Что же касается остав­шейся одной трети учебного времени, отводимой на изучение «дисциплин специализации» (при 5-летнем сроке обучения - примерно 1,5 года), то оно практически не подвержено информа­ционной инфляции.

Работодатель в своих требованиях к специалисту, как правило, исходит из оценки профессиональных возможно­стей кадрового работника с многолет­ним опытом трудовой деятельности. Такой подход к оценке возможностей выпускника высшей школы, а в конеч­ном счете и качества высшего образо­вания, да и деятельности высшей шко­лы в целом, может стать источником необоснованных ожиданий.

Квалификация - это когда человек знает и может, а компетенция - когда он может, не всегда обладая при этом глубокими знаниями. Но выяснить может он или не может, возможно лишь post factum. Ибо опыт практичес­кой деятельности можно приобрести только «апостериори», в ходе практи­ческой деятельности. Ее элементы, на­личествующие в образовательных про­граммах в виде производственных, пе­дагогических или научных практик или выполнения дипломных работ или дип­ломных проектов, могут обеспечить формирование лишь первичных про­фессиональных умений. Подобно тому, как солдат обучается приемам боя, а не ведению боевых действий, так и студент обучается основам профес­сиональной деятельности только в мо­дельном варианте, а соответствующие опыт и навыки могут быть сформиро­ваны лишь в процессе практической деятельности. В этом смысле приобре­таемые студентами умения, опыт и на­выки носят академический характер. При этом неизбежно формируется разрыв между профессиональной де­ятельностью в реальных условиях и уровнем профессиональной подготов­ки выпускника высшей школы. В каче­стве сверхзадачи речь может идти лишь о минимизации величины такого раз­рыва. Подобная проблема возникает при рассмотрении преемственности, а точнее, организационно-педагогичес­ких и технологических барьеров меж­ду общеобразовательной и высшей профессиональной школой как непе­рекрывающимися образовательными программами, относящимися к различ­ным уровням образования.

Очевидно, что место компетенций в развитии дистанционного образования зависит от «Квалификации» имеет различное толкование в образовательных системах различных стран. В российском образовании - это уровень знаний и подготовленности к компетентному вы­полнению определенного вида деятельности по полученной специальности, ключевая со­ставляющая ГОС ВПО первых двух поколений.

«Компетенция» в самом общем понимании представляет собой интегральную характерис­тику предпринимательского потенциала личности и её готовности к конкурентному участию в рыночных экономических отношениях. Интересы частного капитала состоят в получении высококвалифицированных специалистов и менеджеров, способных приносить предприя­тию прибыли и сверхприбыли, наукоемкости образовательной про­граммы. Чем выше её научный потен­циал, тем более основательной долж­на быть знаниевая компонента обра­зовательной деятельности. В свою оче­редь, компетентностная модель более адекватна для реализации образова­тельных программ, целью которых яв­ляется обучение учащихся определен­ному ремеслу, которое составляет ос­нову будущей профессиональной дея­тельности. Поэтому её следует отно­сить прежде всего к начальному про­фессиональному образованию, воз­можно, к среднему профессионально­му образованию, то есть к тем уров­ням профессионального образования, задача которых - подготовка квалифи­цированного исполнителя, способно­го к выполнению деятельности опре­деленного вида.

Между тем в настоящее время компетентностный подход претендует на роль концептуального стержня обра­зовательной политики. На наш взгляд, такая стратегия содержит угрозу тех­нико-экономическому развитию стра­ны, опасность превращения ее в боль­шую мастерскую. Процесс технокра­тической рационализации образова­ния, доступности получения второго высшего образования заочно, основой которой является компетентностный подход, вступает в про­тиворечие с творческим характером образовательной деятельности. Полу­чено уже достаточно результатов, что­бы говорить о вопросах, которые выз­наны введением компетентностного подхода: содержательное наполнение компетентностного под­ходов; формирование научных основ практической деятельности; обеспечение умений знаниями; операционализация «компетентностного» стандар­та и т.д.

Компетентностный подход можно трактовать в качестве модельной кон­струкции представления результатов образования, наличия типового положения учреждения дополнительного образования. Таких конструкций мо­жет быть достаточно много, все они с той или иной степенью адекватности отражают разнообразие способов формирования пакета компетенций в зависимости от акцента на академичес­кие ценности либо приоритеты буду­щей профессиональной деятельности. Возможны и смешанные модели, кото­рые в определенном соотношении включают в себя элементы «академи­ческой» и «профессиональной» со­ставляющих компетентностного под­хода. При этом трактовка компетенций может быть самой разнообразной - от совпадающей с квалификацией как ин­тегральной характеристикой триады «знания - умения - навыки» до соци­ально-профессиональной характерис­тики человека, отражающейся в его повседневной профессиональной дея­тельности.

Можно остановиться на уровне квалификационных требований к вы­пускнику высшей школы, добиваться их выполнения и искать ресурсы для по­вышения качества образования, совер­шенствуя формы учебной деятельнос­ти, обновляя перечень и содержание учебных курсов, улучшая номенклату­ру направлений и специальностей, применяя новые методы подачи учеб­ного материала и организации учебных занятий, реанимируя, где это возмож­но, практику создания кафедр на ба­зовых предприятиях. Этот алгоритм образовательной деятельности поня­тен и студентам, и преподавателям. При этом главной задачей вуза стано­вится формирование у студентов и преподавателей мотивированного от­ношения к качественной образова­тельной деятельности.

Иной сюжет связан с тотальным рас­пространением компетентностного подхода при проектировании ГОС ВПО нового поколения, когда он становится фактически ядром образовательной политики. Зачастую это делается с ог­лядкой на процессы в высшем образо­вании европейских стран. Между тем опыт зарубежных образовательных си­стем свидетельствует о другом. Ведь, в сущности. Запад во многом уходит от либерального «беспредела» в образо­вании и продвигается в направлении к знаниево-квалификационной модели (к "советской" модели образования), от которой мы так стремимся уйти, вып­лескивая с водой ребенка. Нужно, впро­чем, заметить, что анализ уже имею­щихся проектов ФГОС ВПО, прежде всего - по наукоемким образователь­ным направлениям, показывает, что компетентностный подход в контексте операционализации ничего нового в себе не содержит по сравнению с тра­диционным знаниево-квалификацион-ным подходом.

Подчеркнем: на этапе операциона­лизации компетентностный подход практически полностью сводится к традиционному знаниево-квалифи­кационному, актуализируя личност­ные качества обучающихся в терми­нах «способностей». С научных по­зиций подобная актуализация выгля­дит, мягко говоря, странно, ибо «спо­собности», являясь психолого-физи­ологической характеристикой лично­сти, формируются и совершенству­ются во многом, а может быть и в ос­новном, вне сферы формального об­разования и уж тем более требований ГОС ВПО.

Сегодня обсуждаются, как правило, крайние подходы к построению обра­зовательных моделей - ориентирован­ные либо на знания, либо на компетен­ции. В действительной образователь­ной практике эти модели функциони­руют со значительным перекрывани­ем, ибо знаниевая модель содержит элементы компетентностного подхода, и наоборот - компетентностная мо­дель нуждается в знаниевой основе как необходимом условии своей дееспо­собности. Поэтому в сложившейся си­туации в рамках знаниевой модели речь должна идти лишь о смещении акцен­тов и более активном вовлечении уме­ний и навыков в практику педагогичес­кой деятельности.

При использовании компетентно­стного подхода в проектировании об­разовательных программ важно выб­рать такие формы и методы обучения, а также их сочетания, которые позво­лят целенаправленно, результативно и эффективно формировать запланиро­ванные компетенции выпускников. Главным при этом является сохранение созидательного потенциала различных стратегий решения проблемы повыше­ния качества образования.

Трудно понять, зачем предпочитать сложные умозрительные конструкции компетентностного подхода весьма эффективным традиционным идеям квалификационной, или знаниевой, образовательной модели со свой­ственной ей совершенно прозрачной и привычной логикой учебного процес­са. Ведь очевидно, что процедура де­композиции профессиональных и уни­версальных (личностных)компетенций выпускников на составляющие резуль­татов обучения: знания, умения и опыт - носит приближенный характер и представляет собой лишь «инженер­ный вариант» компетентностного под­хода (знаниевую модель), реализуемый на практике в привычных образова­тельных категориях.

В общем случае компетентностная модель не сводится к знаниевой, ибо существенной её составляющей явля­ются сферы человеческой деятельно­сти, находящиеся вне системы образо­вания. Проблемы возникают из-за того, что компетентностная и знание­вая образовательные модели относят­ся к системам различного уровня обоб­щения. Игнорирование несводимости компетентностной модели к составля­ющим её элементам в рамках формаль­ного образования приводит к прямо­линейным редукционистским решени­ям в виде всевозможных декомпозиций структурных элементов знаниевой об­разовательной модели.

Некритический перенос в отече­ственную систему образования компетентностной модели чем-то напомина­ет процедуру приложения формальных математических доказательств (кото­рые непосредственно относятся к аб­страктной математической реальнос­ти) к эмпирической действительности. Между тем в нашем случае речь долж­на идти о построении моделей, макси­мально адекватных образовательной действительности. Учитывая при этом, что в настоящее время потенциал мно­гих вузов весьма низок и условия для столь кардинальных перемен в россий­ском высшем образовании не самые благоприятные. Ведь многолетнее не­дофинансирование, существование на грани выживания, свертывание науч­ных исследований, распад научных школ, старение профессорско-препо­давательского состава, отсутствие притока молодых кадров, моральное и (|)изическое старение лабораторий и оборудования делают непригодной для дальнейшего использования значи-гсльную часть основных фондов рос­сийской высшей школы. Они требуют глубинной модернизации и широко­масштабного обновления.

Необходимо также отметить, что компетентностный подход сегодня яв­ляется составной частью образова­тельной стратегии, ориентированной, по существу, на решение локальных си­туативных задач. Поэтому следует чет­ко обозначить сферу его применимос­ти. В целом же разработка различных париантов компетентностного подхода и создание единого пакета компетенций для всех уровней непрерывного обра­зования являются сложной дидактичес­кой проблемой, требующей использо­вания ресурсов как формального, так и неформального образования.


 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...