Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Рейтинг вузов в России
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
Управление качеством дополнительного образования
Государственное регулирование в сфере образования
Новые стандарты начального профессионального образования
Государственное управление в области образования
Дополнительное образование управление персоналом
Образование высшее среднее
Положение о дополнительном профессиональном образовании
Проблемы государственно общественного управления образованием
Факультет среднего профессионального образования
Стандарты высшего образования
Эссе на тему дополнительное образование
________________
О компетентностном подходе в высшем образовании
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»

Система образования - это система социально контролируемого производства ин­теллекта, создание системы учреждений дополнительного профессионального образования. Социальная технология «образование» несет ответственность за интел­лектуальную деградацию человечества и развитие антропологического кризиса. Самая большая трагедия в истории человечества — это скрытое и опасное отождествление мышления и операциональных навыков, осознанности и информированности.

Задолго до популярных ныне науч­но-эсхатологических расчетов и про­гнозов о перспективах цивилизации М. Хайдеггер мудро заметил, что исчис­ление симптомов кризиса можно про­должать до бесконечности. По сути же человечество оказалось вовлеченным в круговорот «потребления ради пол­ного израсходования... мира, который превратился в немир». Логи­ка потребления «устроена» таким об­разом, что расходы па прогресс пре­вышают его позитивные результаты, а осмысление ситуации стремительно отстает от результатов преобразую­щей активности. Поэтому разрушение коэволюции Человека и Мира можно рассматривать как показатель челове­ческого миронепонимания, невоз­можности предвидеть логику событий и, следовательно, утраты контроля над собственной эволюцией.

Современная философская мысль вынуждена констатировать существо­вание антропологического кризиса, признавая, что целостный, творческий, думающий, поэтический человек не состоялся, и указывая на гипертрофи­рованное развитие «технического ин­теллекта» (М. Шелер), «вычисляюще­го мышления» (М. Хайдеггер), «анти­сознания» (Ю.А. Шрейдер) и «псевдо­мышления» (Э. Фромм), на жесткое вырождение чувств и эмоционально-образной сферы, отсутствие «поэти­ческого отношения к бытию », деграда­цию способности самостоятельного мышления. Опасность в том, предуп­реждает М. Хайдеггер, что «исчисле­ние бытия» может оказаться един­ственно практикуемым видом мышле­ния.

Как отмечалось многими мыслите­лями, тенденция к умственному потре­бительству составляет негативную сторону цивилизации письменного типа, ориентированной «на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии». Уже практически забыто, что «у ос­мысления другая сущность, чем у осоз­нания и научного познания, и даже другая сущность, чем у культуры и об­разования». В технократи­ческом дискуссе мудрость разменяли на информацию, ум на многознание, мышление на рассуждение, простоту целого на бесконечность примитивных подробностей. В итоге ни философия образования, ни педагогика не могут дать ответ на вопрос о причинах мас­совой декультурации личности, паде­ния уровня образованности, растущей инфантилизации поколений, развития функциональной неграмотности, ин­формационно-образной наркомании и т.п. Мы вынуждены признать, что на основе современных «педагогических технологий» Homo sapiens превраща­ется в человека функционально гра­мотного, но не думающего, обученно­го, но не образованного. Иными сло­вами, система образования произво­дит «человека подчиняющегося» -идеального агента системы потребле­ния.

Конечно же, угроза человеку и куль­туре происходит не от технических ус­тройств как таковых. Главная опас­ность в том, что существо человека попадает в руки существа техники, ко­торое само по себе техническим не яв­ляется. Именно оно оказывает фунда­ментальное принуждение и порабоща­ет человека. В результате он утрачива­ет способность думать, понимать, осознавать. Искусственная техноген­ная среда обитания обеспечивает ком­фортабельное потребительское быто­вание для бездумного, безумного, «спящего», «закрытого» сознания.

Опасность заключается в том, что технический медиум — это новая модель производства смыслов, где «средство есть сообщение». Основные техни­ческие модели как способы порожде­ния смыслов: алфавит, книга и медиа -это «три кита» системы образования. О кризисе образовательной системы знают и говорят все. Но, может быть, все совсем наоборот? И следует гово­рить о кризисе человека, попавшего в информационную систему, которая является медиа-моделью и имитацией образованности и осознанности бы­тия? Что происходит с человеком в си­стеме образования? Как осуществляет­ся фундаментальное принуждение существом техники в процессе получения образования? Почему происходит пре­вращение сознания в его имитацию, а мыслящая сущность, открытая бытию, становится «сознанием закрытым»? И, наконец, какова ответственность соци­альной технологии образования за развитие массовой культуры, «бегство от мышления» и антропологический кризис?

Сегодня стало очевидным, что суще­ствующая информационно-репродук­тивная модель трансляции готового знания — тупиковый вариант образо­вания. Потому что система образова­ния — это система социально контро­лируемого производства интеллекта. Образование здесь - социальная тех­нология массовой культуры и «бегства от мышления». Предпринимаемые по­пытки реформирования образования, получение высшего образования через интернет  на уровне «контента» и «технологий» повлиять на уровень фундаментально­сти понимания, т.е. что-либо принци­пиально изменить в этой модели, не могут.

Переход образования от информа­ционного и умственного потребительства к открытию способностей твор­ческого мышления, творческому пони­манию связан с необходимостью ре­формировать внутреннюю структуру образования - дискретно-модульную структуру класс-школы. В истории пе­дагогики на протяжении второй поло­вины XIX - и всего XX вв. известны несколько выразительных попыток трансформировать классно-урочную организацию школы. Автор идеи шко­лы-парка М. Балабан уверен, что толь­ко на этом пути возможно какое-либо дальнейшее развитие школы.

Ю.М. Лотман писал: «Может пока­заться парадоксом, что появление письменности не усложнило, а упро­стило семиотическую структуру куль­туры». С этим упрощением связана и деградация творческих навыков, общей художественной ода­ренности человека, и скрытая деактуализация феномена понимания. В си­стеме образования, например, заочное высшее экономическое образование,  процесс упроще­ния семиотической структуры при пе­реходе от устности к письменности отражается как трансформация обра­зованности (осознанности и понима­ния) в обученность (навыки медиа-операциональности). Конечно же, эти изменения неоднократно подверга­лись критике. Например, К. Ясперс отмечал, что «дух сводится к способ­ности обучаться и совершать полез­ные функции».

Система образования осуществля­ет интериоризацию всех информаци­онно-технических революций: фоне­тического алфавита, книги, медиа - в каждое образовываемое/обучаемое человеческое сознание. Освоение фо­нетической грамотности и чтения от­крывает возможность информацион­ного многознания в соответствии с ориентацией письменной культуры на постоянное умножение/производство текстов. Здесь самостоятельное от­крытие присутствия бытия сменяет­ся получением готового знания как ре­зультата чужого умственного усилия.

Иными словами, ЗУНы - это фоне­тическая грамота, информационное многознание и медиа-операциональность, то есть то, что составляет осно­ву «информационной культуры» и «ин­формационного бытования». Массо­вая класс-школа - не только механизм производства усредненного индивида и массовой культуры, это средство все­общей грамотности и всеобщей масс-медиатизации. В том смысле, что масс-медиатизация - это не совокупность техник распространения сообщений, а навязывание моделей.

Вся современная социотехническая система потребления структурирова­на таким образом, что изначально пре­пятствует «диалогичности сознания» и (взаимо)пониманию. Поэтому мы живем в состоянии безответности и безответственности. Согласно Ж. Бодрийяру, потребление - это осо­бое социальное отношение, запрет, наложенный на любую форму ответа и взаимности. Главной характеристикой масс-медиа является то, что они про­изводят некоммуникацию. «Вся со­временная архитектура медиа основы­вается на следующем определении: они суть то, что всегда запрещает ответ, что делает невозможным любой про­цесс обмена (если он только не примет форму симуляции ответа, включенную в процесс передачи, что ни в коем слу­чае не меняет односторонность комму­никации). Вот в чем заключается их подлинная абстрактность. И именно в этой абстрактности находит свое ос­нование система социального контро­ля и власти». Система обра­зования - это глобальная система не­коммуникации, система умственного, информационно-образного потреби­тельства. Общепринятая информаци­онно-репродуктивная модель образо­вания только имитирует взаимообра­щенность собеседников и подлинную диалогичность.

Крайними - устным и письменным - проявлениями вопросно-ответного образовательного диалога являются загадка (т.е. метафора в вопросно-от­ветной форме) и тест. По мере пере­хода от устности к письменности, в соответствии с процессом упрощения семиотической структуры культуры и процессом деметафоризации древняя образовательная форма иносказатель­ного вопрошания заменяется техноло­гией тестирования. У древней загадки-метафоры есть свой методический смысл: у нее нет готового очевидного, "реалистического" ответа. В устной культуре и соответствующей архитек­тонике образования загадывание зага­док становилось уроками образного мышления, азбукой, которая учила распознавать аналогии, "вторые пла­ны" вещей и явлений. Загадки упраж­няли в понимании переносных смыс­лов, иносказательных выражений, не­прямых описаний, учили видеть раз­ные стороны, грани, аспекты явлений. Грамматика загадки-метафоры была грамматикой структурно-символичес­кой аналогии, кардинальной много­мерности универсума и соответствую­щей многомерности человека, которо­му доступны все планы бытия. Это было обучение «теории бытийной ана­логии», обучение открытости созна­ния как доступу к смыслоемкости мира в присутствии трансценденции. По­нятно, что если оба участника загадки в равной мере не владеют метафори­ческим методом мышления, диалог между ними оказывается невозмож­ным, т.е. феномен понимания отсутствует, не может состояться.

Информационно-репродуктивная модель образования письменного типа также использует вопросно-ответную систему обучения, такую как образование через интернет. Но это лишь комму­никативная имитация диалога как «слы­шащего соприсутствия» (М. Хайдеггср, П.А. Флоренский). Она аналогич­на той некоммуникативной медийности, которую отмечал С.С. Аверинцев II античной литературе: диалог как ли­тературный жанр «наиболее отчетли­во выявил коренную недиалогичность греческой литературы».

Общеизвестно, что в традиционном способе трансляции готового знания наибольший образовательный эффект возникает благодаря спонтанным, са­мостоятельным, "детским" вопросам. По, как подтверждается школьной практикой, число таких вопросов, как и вся познавательная активность, с каждым годом стремительно уменьша­ется. Что касается вопросов препода­вателя, то они чаще всего относятся к контролирующей, а не к познаватель­ной функции обучения. Так что, согласно которому система образования есть «пространство чужих готовых ответов на незаданные вопро­сы», характеризует саму суть совре­менной образовательной некоммуни­кации как социального запрета на лю­бую форму взаимности.

В имитационной вопросно-ответ­ной форме ситуация общения оказы­вается перевернутой, «обращенной», в результате она становится адекват­ным воплощением принципа тестиро­вания, который легко поддается техни­ческому совершенствованию и модер­низации. В этом плане масштабное и навязчивое внедрение тестов в массо­вую систему образования - естествен­ное продолжение доминирования ме­дийной некоммуникации. Между тем очевидно, что тестированное обучение ведет к примитивизму и банализации мышления, что это - «заказ прогресса на формирование общества незнания. Не осознающего, но эффективного, адаптированного к машине и потому безумно производительного. На самом деле формируется общество информа­ции и автоматического интеллекта, с вкраплением в него (пока) "человечес­кого фактора", необходимого на сты­ках потоков компьютерных исчисле­ний».

Тест - это социальный запрет на осмысление, запрет на метафору и по­нимание. Тестовая проверка - это про­верка «человеческого фактора» на ин­теллектуальное быстродействие и объем оперативной памяти, это конт­роль "знаний, умений, навыков" - фо­нетической грамотности, информаци­онного многознания и медийной операциональности. Тестовая модель цир­куляции образовательной информа­ции может быть активирована как че­ловеком (преподавателем), так и вос­производящим техническим устрой­ством, что изначально заложено в ин­струментально опосредованном спо­собе коммуникации. В результате, не­смотря на провозглашаемый плюра­лизм, «учащиеся практически не уме­ют строить проблемную коммуника­цию и вообще перестают ценить жи­вое общение. Например, они все мень­ше понимают, как относиться к учите­лю и зачем он вообще нужен, посколь­ку компьютер "знает", т.е. помнит в миллионы раз больше».

М. Маклюэн предупреждал, что электронные технологии предполага­ют полное подчинение человека маши­не и «паралич размышления ». Речь идет не только об угрозе экранной зависи­мости и информационно-образной наркомании. Всеобщая компьютериза­ция образования и перевод вопросно-ответной системы в интерактивный режим «человек - машина» опасна полной деградацией мыслительных способностей, окончательным отож­дествлением процессов самостоятель­ного мышления с приобретением прак­тических навыков. Ж. Бодрийяр отме­чает, что в отношении компьютера речь идет не о времени размышления, а о времени реакции. Механизм вводит в игру не интеллектуальный ресурс, а рефлекторные типы реакции. Не нуж­но взвешивать предложенные ответы или размышлять, нужно видеть пра­вильный ответ. Особенно вредно ана­литическое размышление: оно наказы­вается наименьшим количеством очков по причине потерянного времени. Именно поэтому «вечные воп­росы» оказываются за рамками мо­дальности системы, а смысл становит­ся невостребованным. Тестирование -всего лишь проверка операциональности, скорости реакции, а отнюдь не глу­бины понимания, уровня образованно­сти, тем более - осознанности бытия.

В тестовой реактивности не пред­полагается необходимость самостоя­тельного обдумывания, осмысления, понимания. Кроме того, сама память письменного типа - это «оперативная сила» (Т. Имамичи), которая ориенти­рована на варианты выбора операций, необходимых здесь и сейчас. Поэто­му знания практически полностью за­мещаются «свободно конвертируе­мой» информацией, которая достаточ­но легко обменивается на вознаграж­дения и призы в телешоу. В отличие от информации, которая яв­ляется «смыслом, не требующим пони­мания», знания предполагают ум­ственные усилия, рефлексию, пережи­вание, постижение смысла (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили).

Образование как технология соци­ально контролируемого производства интеллекта делает самостоятельную мыслительную практику бессмыслен­ной. Фундаментальное подчинение су­ществу техники осуществляет опасный поворот от метафоры как личностной процедуры смыслопорождения к медийному способу производства смыс­лов. Поэтому сегодня жизненно необ­ходимой становится разработка новой мировоззренческой парадигмы обра­зования, позволяющей от процесса наполнения учащегося определенным минимумом знаний, освоения образо­вательного стандарта перейти к новой социокультурной организации про­цесса образования - урокам бытия в живой школе.

Основной задачей является рефор­ма образования как системы некоммуникации, безответности и умствен­ного потребления, возможности получения высшего образования на заочном обучении. Необходимо пере­смотреть всю систему «изготовления (производства, сохранения и распро­странения) интеллекта, адекватного новым условиям бытия людей. Нужны радикальные перемены в самом состо­янии и воспитании интеллекта». Но для этого нужно осознать ответствен­ность социальной технологии за ин­теллектуальную деградацию человече­ства и развитие антропологического кризиса. Понять, что отождествление мышления и операциональных навы­ков, осознанности и информированно­сти может стать самой большой траге­дией в истории человечества. Что это отождествление - первоисточник дег­радации интеллектуального состояния человечества и причина утраты конт­роля над собственной эволюцией.

Стратегической задачей образова­ния должна быть признана не подго­товка к способу бытования, а осозна­ние сущности сущего, фундаменталь­ная образованность, опережающее мышление и предвосхищающая осоз­нанность. М. Шелер справедливо ука­зывал, что "образование есть катего­рия бытия".

Поэтому новая реализация идеи образования связана с восстановлением феномена образо­вания в его «бытийных правах» и об­разованности как «событийной ком­петентности». Необходимо вернуть образованности ее экзистенциальную сущность как неотъемлемое свойство человечности.

В конце концов нам нужен человек не просто грамотный, читающий, пе­чатающий, производящий информа­цию, но в первую очередь - понимаю-1ЦИЙ, способный самоопределяться в этой жизни, порождать для себя свои собственные смыслы, принимающий на себя ответственность за свои реше­ния.

От человека знающего к человеку понимающему - такова стратегическая линия развития современного образования. Такой она, на наш взгляд, долж­на быть...
 
По материалам журнала "Высшее образование в России"

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...