Последние годы отмечены реорганизующими мероприятиями в сфере высшего образования, которые никого не оставляют равнодушными, идет широкое обсуждение в прессе, на телевиденииАктуальные проблемы высшего образования вызывают много споров и каждое новвоведение встречает и поддержку, и критику. Много споров ведется по поводу содержания  образования - все ли знания нужны, какие использовать необходимо, а от каких стоит отказаться. Неизвестно по каким критериям будет осуществляться отбор содержания в системе образования. На сегодняшний день сложилась пародоксальная ситуация.
С одной стороны система образования насыщена информационными технологиями, а с другой стороны остро ощущается недостаточность получаемых знаний и умений в процессе обучения. Были предприняты шаги по устранению этого противоречия, но в конечном итоге все свелось к формулировке требований к обучению и воспитанию обучаемых, как будущих специалистов. Предлагается формировать у обучаемых систему общегражданских знаний, для удачной социализации в обществе. Овладение этими знаниями помогает выработать общегражданские качества – это отношение к труду, природе, обществу, к людям и самому себе. Общепрофессиональные качества призваны сформировать ответственность перед обществом и дать уверенность обучаемым в собственном благополучии. Должностные качества специалиста это узкая специализация, посредством которой обучаемые становятся частью каких-то определенных профессиональных групп – приобретая профессию врача, педагога, инженера и т.д. Должностные знания конкретно отражают функциональные обязанности специалистов и исполнение ими своих обязанностей. К сожалению, как правило профессорско-преподавательский состав не связан с производством и в процессе обучения отдает предпочтение общепрофессиональным знаниям и навыкам. Эти недочеты и есть актуальные проблемы высшего образования, в этом заложены издержки процесса обучения, по окончании которого у выпускников наблюдается избыток общих знаний и недостаточность знаний и навыков по специальности.
В системе высшего образования подготовку специалистов необходимо отделить от общепрофессиональной . Знаний в высшей школе дается много, но в наличии постоянный недостаток в знаниях отвечающих потребностям отраслей экономики, общества и самих обучаемых. Одним из путей решения проблем высшего образования может послужить критерий отбора знаний для полноценной подготовки специалиста на основе общепрофессиональных, общегражданских и должностных качеств.
|