Процесс обучения в высшей школе включает в себя очень разнообразные формы и методы обучения. В высшем учебном заведении наряду с традиционными формами обучения так же стали широко внедряться и использоваться дистанционные технологии обучения. Традиционные формы обучения предполагают работу в аудитории – проведение лекционных занятий, практических и лабораторных работ. При этом осуществляется «живое» взаимодействие преподавателя и студента.
На своих занятиях преподаватель как правило использует различные технические и наглядные средства обучения, которые позволяют сделать процесс обучения более интерактивным, интересным и запоминающимся. Основная цель которую при этом преследует преподаватель – это получение и закрепление профессиональных навыков, в рамках преподаваемой дисциплины. Технологии дистанционного обучения так же уже вошли в образовательную практику всех уровней – от школьного до высшего профессионального.
Принципами обучения (дидактическими принципами) в высшей школе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в ВУЗе. Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы:
-
общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития, системности.
-
принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности).
-
принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).
В качестве дополнительного, отдельного принципа формулируется принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения и дидактической системе в целом. Под учебно-научной материальной базой понимается материально-техническая система, включающая учебные помещения, технические средства обучения учебно-лабораторное оборудование и др.
|