Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Получение второго высшего образования
Система высшего образования в России
Государственные образовательные стандарты профессионального образования
Заочное высшее юридическое образование
Доступность высшего образования в России
Особенности обучения в высшей школе
Международный центр профессионального образования
Государственно общественное управление образованием
________________
Рейтинг вузов в России
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
О компетентностном подходе в высшем образовании
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Мониторинг качества образования

Мировая практика оценки качества и мониторинга качества образования возникла как результат естественного развития рынка образовательных услуг на институциональном уровне, в национальном, международном, а теперь уже и в глобальном образовательном пространстве. Каковы современные особенности образовательного пространства?

Во-первых, в России, как и во всем мире, происходит коммерциализация (товаризация) образования. Образование становится услугой, которая имеет все необходимые свойства товара и, следовательно, как любой объект рынка, оценивается. Во-вторых, идет процесс транснационализации образования, автономизации образовательных учреждений, формирования подходов к становлению транспарентного образования, включения образовательных учреждений в цепочки ценностей, которые сформированы на рынке товаров и услуг сектора образовательных услуг, становления внутри общества, основанного на знаниях, своего рода рынка знаний и компетенций.

Чем занимается государство на рынке? Государство, как и на любом секторе рынка, выполняет разнообразные функции. Воспользуемся известной метафорой Адама Смита: государство на рынке образовательных услуг имеет две руки, одна из которых является видимой, другая - невидимой. Так происходит сегодня в мировой практике, так происходит в странах, где давно уже сложились системные институты рынка образовательных услуг, так складывается сегодня и в России, ибо государство проявляется одновременно во многих ипостасях: оно и вдохновитель, и созидатель, и мотиватор, и наблюдатель, но в то же время - и игрок, и арбитр, и собственник (если речь идет о вузах, принадлежащих государству). Государство одновременно является и мониторингом. Это многообразие ролей, которыми государство сегодня представлено на рынке образовательных услуг, так или иначе проецируется на сферу оценки качества и мониторинга качества образовательных услуг.

Позитивное развитие темы состоит в том, что здесь существуют, как и в любом секторе рынка, взаимные интересы: есть интересы со стороны сообщества, которое заинтересовано в качестве и мониторинге качества дополниетльного образования, и есть интересы со стороны государства. Интересы — это то, что двигает и развивает экономику, то, что побуждает к деятельности, и поэтому подходы к организации взаимодействия между государством с одной стороны и общественно-профессиональными структурами — с другой в сфере оценки качества должны базироваться на интересах.

Практика, в свете вступления России на международный рынок образовательных услуг, в соответствии с подписанием различного рода соглашений обусловливает необходимость существенной модификации систем взаимодействия государства и негосударственных институтов мониторинга качества образования, которые базировались бы на заинтересованности в таком сотрудничестве всех сторон рынка. Теоретически возможно несколько механизмов этого взаимодействия.

На примере деятельности организации, которая занимается рейтингованием, ранжированием, рассмотрим механизм дополнения. Государство не должно заниматься ранжированием, ибо в данном случае оно утрачивает невидимую руку - рука становится видимой. Государство превращается из арбитра в лоббиста тех или иных рейтингов, поэтому ранжирование, рейтингование объективно может быть только эффективным дополнением к моделям аккредитации и может быть применимо в структурах, которые интересуются вопросами оценки качества. Такие дополнения могут быть использованы и в том случае, когда наши российские вузы обращаются за оценкой к зарубежным экспертам. Это никак не влияет на госаккредитацию, но это влияет на репутацию вуза.

Другой механизм - механизм замещения. Некоторые вузы говорят, что они будут работать по показателям госаккредитации, но по-своему. Будут работать с экспертами, которые подготовлены по этим механизмам и процедурам, но по-своему. Они будут конкурировать с Рособрнадзором и государством, будут получать разные результаты и предлагают посмотреть, кто будет лучше. Такие проявления сегодня можно наблюдать. Этот механизм имеет конкурентный характер, например, возможна конкуренция между Рособрнадзором, который по факту выполняет функции аккредитационного агентства, и некой государственной организацией, которая делает то же самое с теми же экспертами и пытается получить какие-то иные показатели.

Третий механизм - механизм признания. Он отличается от предыдущего, где господствует конкуренция, тем, что здесь имеет место коэволюция (совместная эволюция) сторон. Коэволюция базируется на взаимной интеграции, когда стороны, имея взаимный интерес, движутся вместе, но не сепаратно (как в случае дополнения), а в тандеме. Механизм признания является наиболее адекватным на сегодняшний день в нашей стране в сфере оценки качества и оценки гарантий качества.

И последний механизм - делегирование. Государство делегирует свои полномочия той или иной организации, которая делает, по сути, то, что делает государство. С моей точки зрения, механизм делегирования - вещь неприемлемая, т.к. какая-то структура, не являясь государством, не может выступать от его имени. Не может эти функции выполнять даже структура, уполномоченная государством, структура, подведомственная государству, ибо есть реальные процедуры и механизмы, есть правила, которые невозможно, нельзя и не нужно нарушать. В данном случае речь идет о капитализации бренда государства и монополизации его субъектами рынка.

Почему агентство АККОРК, которое сегодня является основным оператором в сфере общественно-профессиональной оценки качества и гарантий качества образования в РФ, стремится работать на механизме признания? АККОРК стремится к признанию не только во взаимодействии с государством, но и с различными УМО, Советами ректоров, Ассоциациями работодателей, международными структурами, которые работают в сфере оценки качества и мониторинга качества образования.

Механизм признания доминирует за рубежом в процессе оценки качества образования как на программном, так и на институциональном уровне. Главное — добиться признания применяемых методик и результатов оценки от всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг (образовательных учреждений, работодателей, потребителей, самого государства как проводника образовательной политики). Каждая из этих сторон во всем мире стремится выстроить собственное понимание качества образования. Скажем, работодателей прежде всего интересуют профессиональные компетенции выпускников, и именно профессиональные компетенции рассматриваются как свидетельство качества образования, как фактор конкурентоспособности всех участников рынка образовательных услуг: и самого вуза, и выпускников, и тех, кто проводит эту самую оценку качества. Подходы государства более разносторонни - важным признается также формирование у учащихся социально значимых качеств, гибкость и доступность образования, макроэкономические факторы.

Роль общественно-профессиональных агентств состоит в том, чтобы наиболее полно уловить эти интересы и ожидания, причем на основе постоянного взаимодействия с учебным заведением. Невозможно осуществлять сопоставления и измерения вне работы с учебным заведением на перманентной основе, ограничивая знакомство с вузом разовым (один раз в пять лет) его посещением, тем более с вузом, в котором одновременно реализуется порядка сотни профессиональных образовательных программ. Основной эффект оценки качества образования заключается в том, что создаются условия, в которых все заинтересованные стороны находятся в режиме постоянного мониторинга и взаимодействия с учебным заведением, фиксируются и наблюдаются закономерности и тренды — позитивные и негативные - развития учебного заведения, составляется мнение о том, что оно собой представляет в статическом и динамическом формате. Механизмом деятельности такого агентства является внешний образовательный аудит, осуществляемый на перманентной основе. Содержание образовательного аудита двойственно -это оценка качества образования и мониторинг качества образования. Образовательный аудит во всем мире базируется сегодня на мультистандартном подходе, чего пока нет у нас и что, в принципе, предстоит делать агентствам по гарантиям качества. Дело в том, что единственный стандарт, который у нас есть, - это государственный образовательный стандарт.

В мире существуют разные подходы в сфере стандартизации. Есть такая тема, как гармонизация стандартов. Сегодня в мире существуют разные организации, разные критерии, разные направления стандартизации. С некоторыми, например стандартами ISO, мы знакомы. Разумеется, мы хорошо знаем государственные образовательные стандарты РФ в области содержания образования. О некоторых стандартах мы практически не имеем представления. Скажем, сегодня распространен подход с позиции бенчмарок. Он позволяет эффективно оценивать гарантии качества образования в различных секторах рынка образовательных услуг.

Существует два типа гарантий и два типа гарантов. В общей практике гарантии подразделяются на частные и публичные. Частные гаранты - это те, кто, собственно, гарантирует. Когда вы берете кредит, вы даете гарантии, что если вы не можете что-либо сделать, тогда кто-то, какой-то гарант, делает это за вас. Когда мы говорим о публичности гарантий, мы имеем в виду другое, а именно, что есть институты публичных гарантий, которые дают обществу заверение в том, что происходит в данном месте.

Сегодня ситуация на рынке такова, что гарантом у нас выступает государство и только государство - в лице федерального органа управления образованием. Хорошо это или плохо? На первый взгляд это неплохо - государство в нашей стране гарантирует все, с другой стороны, это плохо, потому что сами образовательные учреждения такими гарантами не являются. Нет никаких предпосылок, чтобы они были гарантами качества своего собственного образования, той образовательной услуги, которую они предоставляют пользователю. Принцип частности и публичности гарантий предполагает, что и аккредитационные органы являются гарантами, и образовательные учреждения являются гарантами, при том что перечень органов публичных гарантий может быть шире, и не только государство, но и аккредитационные агентства, взаимодействующие с государством, могут быть гарантами для общества и гарантами для государства.

Что такое обеспечение гарантий качества образования? Это очень многообразное явление, в котором можно выделить совершенно разные стороны. Это и фактор конкурентоспособности, это и маркетинговый инструмент, это и механизм инвестирования в личные ценности, это и демонстрация добропорядочности учебного заведения.

Запуск взаимодействия государства и аккредитационных агентств на основе механизма признания позволил бы последовательно, в ходе поэтапной модернизации российского образования, перейти на тот уровень взаимопонимания заинтересованных сторон, когда оценки качества, контроль качества, гарантии качества сочетались бы с комплексным менеджментом качества образованиям и, главное, с формированием культуры качества образования.
 
По материалам журнала "Высшее образование в России"

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...