Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Рейтинг вузов в России
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
О компетентностном подходе в высшем образовании
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
________________
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования

Наблюдаемый в последние годы интен­сивный процесс включения высшего про­фессионального образования, второго высшего образования дистанционно в систему рыночных отношений определяет новые целевые установки деятельности вузов, а также модели управления образовательны­ми учреждениями. Маркетинговая состав­ляющая все отчетливее проявляет себя во внутривузовской системе управления. Од­ной из ее задач является создание привле­кательного имиджа вуза и формирование устойчивого контингента лояльных потре­бителей его образовательных услуг.

Повышение конкурентоспособности производно от ряда факторов, и среди них ведущая роль, безусловно, принадле­жит качеству создаваемых образователь­ных услуг. Их востребованность на рынке высшего профессионального образования означает, что, рассматриваемые как про­дукт деятельности вуза, они обладают та­кими характеристиками, которые соответ­ствуют ожиданиям потребителей. В этой связи принято говорить об удовлетворенности различных групп потребителей качеством образовательных услуг вуза. Мониторинг мнений потреби­телей образовательных услуг является, та­ким образом, важным элементом внутри-вузовской системы менеджмента качества, благодаря которому на основе действую­щего механизма «обратной связи» в идеале происходит разработка своевременных и целенаправленных мероприятий.

Традиционно в рамках менеджмента качества социологический мониторинг мне­ния потребителей о качестве образователь­ных услуг касается в основном оценок, да­ваемых разнообразными группами обучае­мых в вузе, несколько реже отмечается включенность в данный процесс сотрудни­ков вуза. На этом фоне анализ мнения ро­дителей студентов, обучающихся в конк­ретном вузе, лишь эпизодически присут­ствует в системе управления качеством об­разования этого уровня. Представляется, что такое положение вещей нуждается в коррекции, а мнение родителей студентов - в своеобразной реабилитации, в восста­новлении права быть услышанным в про­цессе управления качеством образования в вузе.

Обоснование для данного утверждения следует искать в специфике социокультур­ной ситуации, сложившейся не только в современном российском обществе, но и в мире в целом. По мнению М. Тейлора, со­временные студенты - это представители поколения Next, являющегося неизбеж­ным продуктом нашего потребительского общества. Рассматривая их отличительные черты, автор особо отмечает изменивший­ся характер отношений в системе «родите­ли - дети», которые, проецируясь на об­ласть образования, создают непривычную ситуацию: «Одно из существенных отличий поколения Next от предшествующего по­коления X - более активная роль родите­лей в его жизни. Родители как никогда ра­нее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, вытор­говывают льготы, заполняют регистраци­онные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения... Ро­дительское вмешательство отмечается по всему спектру студенческого контингента - начиная с отстающих детей, которым дей­ствительно нужна помощь, и кончая отлич­никами, для которых родители пытаются выторговать наилучшие условия».

Выявленные известным американским деятелем высшей школы черты современ­ной американской студенческой молодежи могут быть с полным основанием отнесены к российской социокультурной реальнос­ти. В нашей стране выросло поколение де­тей, забота о котором в условиях деграда­ции системы общественного воспитания оказалась преимущественно приватной за­дачей родителей, что в значительной степе­ни и объясняет их повышенную заботу и тревогу по поводу становления личности их детей.

Помимо этого, нельзя игнорировать также тот факт, что в российском высшем профессиональном образовании в силу его усиливающейся коммерциализации и несо­вершенства системы образовательных кре­дитов именно финансовые возможности семей зачастую обеспечивают прохожде­ние молодым человеком не столько интел­лектуального, сколько экономического фильтра при поступлении в вуз. Родители тем самым оказываются в роли покупате­лей образовательных услуг вуза. Сейчас вряд ли корректно говорить о том, что во взаимоотношениях с вузом у родителей доминирует модель потребительского по­ведения: оплачивая обучение своих детей в вузе, они рассматривают это скорее как пропуск для ребенка в мир будущей про­фессии. Но вполне вероятно, что в перс­пективе такая модель поведения родителей станет проявляться более отчетливо.

Представляется, что в процессе обще­ния с детьми, обучающимися в пузе, у ро­дителей, не погруженных в частные момен­ты процесса обучения, формируется более целостная и эмоционально взвешенная оценка образовательных услуг. В конечном счете именно в мнениях родителей о каче­стве деятельности вуза в концентрирован­ном виде представлен долговременно фор­мирующийся информационный массив по проблеме.

Исходя из вышеизложенных сообра­жений, в Алтайском государственном медицинском университете (АРМУ) в мае 2008 г. был проведен почтовый опрос ро­дителей студентов, цель которого состоя­ла в изучении мнений респондентов о каче­стве образовательных услуг, предоставля­емых вузом. Всего было разослано 400 ан­кет, получено обратно 176, т.е. возврат со­ставил 44%.

Данные опроса вызывают интерес в силу того, что более половины респондентов (68,8%,) высоко оценивают уровень дове­рия и искренности в отношениях с ребен­ком - непосредственным носителем инфор­мации о различных аспектах внутривузов­ской жизни. 30% участников опроса в об­щих чертах представляют себе предмет об­суждения.

В анкете представлены оценки родите­лей, чьи дети обучаются на первом (19,37о), втором (15,3%>), третьем (17,6%), четвер­том (47,2%,) и пятом (0,6%) курсах. Подав­ляющее большинство студентов (79%) по­ступили в вуз сразу после окончания сред­ней школы; среднее специальное медицин­ское образование на момент поступления имели 15,3%) студентов, непрофильное образование - 1,7%. Инфор­мация получена от родителей, чьи дети в большинстве своем представляют различ­ные населенные пункты Алтайского края (56,3%) либо приехали для обучения из других территорий (13,6%), оставшиеся 30,1% студентов до поступления прожи­нали в Барнауле. По качеству успеваемос­ти имеет место такое распределение: 4,5-5.0 балла - 41,5%; 4,0-4,5 балла - 35,2%; 3,5-4,0 балла - 18,8%; 3,0-3,5 балла -4,5%о. Иными словами, по основным пара­метрам полученная выборка отражает структуру обучающегося в АГМУ студен­ческого контингента.

Мотивы выбора Алтайского государ­ственного медицинского университета в ка­честве базы получения профессиональной подготовки выглядят следующим образом: возможность получить хорошее образова­ние - 64,2%; возможность получить престижную профессию - 46%; возможность учиться в приличной студенческой среде -12,5%; престижность выбранного вуза в го­роде (регионе) - 11,9%) респондентов.

В качестве дополнительных причин в пикетах называются такие, как следование семейной традиции и продолжение профес­сиональной династии, ощущаемое абитури­ентом призвание быть врачом, советы род­ных и близких. Показателем серьезности мотивации студентов АГМУ является факт, что выбор этого вуза не связан с такими основаниями, как «необременительный процесс обучения » и «возможность полу­чить профессию, не покидая дом». Поступ­ление в АГМУ осуществляется целенаправ­ленно, о чем свидетельствуют ответы по всей выборке.

Первый контакт потребителя образова­тельных услуг с вузом происходит на этапе приемных экзаменов. Основным субъектом со стороны вуза выступает приемная комиссия, деятельность которой подавляющим большинством респондентов (88,6%) оце­нена положительно, причем первую пози­цию занимает «качественная работа» (60,8%), затем идет вариант «скорее каче­ственная, чем некачественная» (27,8%). Различные варианты негативной оценки («скорее некачественная, чем качествен­ная» и «некачественная») составили 11,4% всех ответов.

Долгий процесс нахождения студента в вузе начинается с его адаптации к различ­ным областям студенческой жизни. Бывше­му школьнику приходится приспосабли­ваться к непривычной организационной среде, режиму и формам обучения, новому коллективу, иному типу отношений в сис­теме «преподаватель - студент». Кроме того, традиционно значительную часть сту­дентов вуза составляют иногородние, что влечет за собой дополнительные сложнос­ти, связанные с социально-бытовым обус­тройством студентов-первокурсников. Для снижения негативных сторон адаптации (эмоциональных, психологических и физи­ческих нагрузок на формирующийся орга­низм студента) необходимо целенаправлен­но управлять ею. Большинство опрошен­ных (64,8%) удовлетворены тем, как орга­низован процесс адаптации первокурсни­ков к студенческой жизни. Тем не менее многие родители дают негативную оценку этому элементу внутривузовской системы: вариант «организован плохо» встречается в 11,9%) анкет, вариант «вообще не органи­зован» - в 8,5%о, «затрудняюсь ответить» - 14,8%.

В данном исследовании оценке со сто­роны родителей студентов подвергались различные стороны образовательного про­цесса. Опрос показал высо­кий уровень удовлетворенности качеством преподавания и профессионализмом пре­подавателей (86,9%), разнообразием мето­дов обучения, форм и методов оценки зна­ний студентов (83,9%); несколько меньше респондентов устраивает качество расписа­ния (61,1%) и возможность получить в вузе дополнительные специальности (59,4%). Существует следующая закономерность: чем выше участниками опроса оценивается уровень профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского со­става вуза, тем выше оценка используемых в образовательном процессе методов обу­чения, форм и методов оценки знаний сту­дентов.

Представленные результаты являются суммой ответов по альтернативам «полнос­тью удовлетворяет » и «скорее удовлетво­ряет». Распределение ответов между ними показывает, что максимальное значение (61,5%) по первому параметру имеет уро­вень профессионализма преподавателей, а минимальное (29,7%) - качество расписания. Сдержанно, если иметь в виду преоблада­ние варианта «скорее удовлетворяет» над вариантом «полностью удовлетворяет», участники опроса оценивают разнообразие методов обучения, форм и методов оценки знаний студентов. Сложнее всего респонден­там оказалось оценить такое направление деятельности вуза, как расширение спектра образовательных услуг (30,5%).

Разнообразие методов обучения (учреждения дополнительного профессионального образования), форм и методов проверки знаний практически одинаково высоко оценивается родителя­ми студентов всех курсов. Качество препо­давания и профессионализм преподавате­лей имеет максимально высокую оценку в анкетах родителей тех студентов, которые завершают процесс обучения в АРМУ. Са­мую критическую позицию занимают ро­дители студентов третьего курса: 14,2% из них не удовлетворены качеством препода­вания. При этом необходимо особо подчер­кнуть, что различия в оценках не носят принципиального характера, так как явля­ются статистически незначимыми. Самый заметный разброс во мнениях участников опроса возник при оценке такого парамет­ра образовательного процесса, как качество учебного расписания, компьютер образование интернет. Высокий уровень не­удовлетворенности отмечается в группах родителей, чьи дети учатся на третьем и четвертом курсах. Наиболее сложно оце­ниваемым респондентами оказался такой аспект, как возможность получить допол­нительные специальности в процессе обу­чения в вузе. Вполне объясним рост числа неудовлетворенных в подвыборках роди­телей студентов-старшекурсников. Для них эта проблема имеет более выраженную актуальность: наличие дополнительной специальности рассматривается родителя­ми как гарантия более уверенного вхожде­ния их ребенка в самостоятельную профес­сиональную жизнь.

Абсолютное большинство родителей (92,67%) убеждены, что полученные в про­цессе обучения в АРМУ профессиональные знания и умения в полной мере будут спо­собствовать профессиональной карьере их детей. Косвенно об этом также свидетель­ствует тот факт, что никто из студентов по окончании вуза не планирует получить дру­гое образование и лишь 0,6% не исключают возможности изменить специальность. При этом, согласно мнению родителей, 51,1% студентов выражают готовность работать по выбранной специальности, а 34,% вклю­чают в свои жизненные планы продолжение профессионального образования (обу­чение в аспирантуре, педагогическое образование дистанционно, ординатуре).

Насыщенность студенческой жизни за­висит не только от степени включенности в процесс получения непосредственной про­фессии, но и от возможностей для самореа­лизации, предоставляемых вузом (диаграм­ма 2). Участники опроса показали высокую удовлетворенность возможностью для де­тей заниматься в спортивных секциях (69,5%), художественным творчеством (51,17%), научно-исследовательской дея­тельностью (59,4%). Иными словами, совре­менный вуз рассматривается как социальньн'1 институт, который не только поддерживает профессиональные традиции и формирует новые поколения профессионалов, но и со­действует становлению целостной личнос­ти, готовой к полноценному включению во все сферы современной жизни.

Учитывая, что средний возраст обучаю­щихся в АРМУ составляет 21 год, следует говорить об этапе первичной социализации студентов. К числу основных агентов этого этапа принято относить сверстников, чье влияние на личность подчас оказывается более весомым и заметным, чем воздействие со стороны родителей и преподавателей. Результаты опроса подтверждают это. Так, V позитивное влияние отмечено в 74,4%, не­гативное - в 2,3% анкет; 18,8% респонден­тов отрицают влияние студенческой груп­пы на личность студента. В этой связи важ­но зафиксировать, каков характер взаимо­отношений и социально-психологический климат в группе. Согласно данным опроса, уровень удовлетворенности студентов ка­чеством отношений в студенческой среде достаточно высок (85,8%), неудовлетво­ренность отмечена в 7,9% анкет.

Реформирование системы современного российского образования связано с измене­нием не только образовательных программ и стандартов, но и материальной базы ву­зов. Потребителей образовательных услуг АГМУ вполне устраивает организация ра­боты и обеспечение книгами университетс­кой библиотеки (86,47%), чистота внутрен­них помещений корпусов вуза (81,7%), а также компьютерная оснащенность учебно­го процесса (72,27%). Гораздо больше пре­тензий у родителей вызывает организация питания студентов в период учебы (42,6%) и такой объективный фактор, как располо­жение корпусов университета (46,9%).

Актуальным для родителей иногород­них студентов АГМУ является вопрос обес­печенности обучающихся общежитием. Среди опрошенных более половины нуж­даются в этой услуге (56,2%,). Доступность студенческого общежития оценивается участниками опроса выше (43,8%), чем ка­чество бытовых условий проживания в об­щежитии (29,17%).

Субъектность студентов предполагает не только активность в плане раскрытия соб­ственного потенциала, по и их участие в жизни вуза, стремление изменять, улучшать ситуацию, для чего должны быть созданы соответствующие условия. Оказалось, что этот параметр жизнедеятельности вуза уча­стникам опроса оценить сложно: вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 41,5% респондентов. Вместе с тем почти половина анкет (44,5%) свидетельствует о довольно высоком уровне социальной активности сту­дентов, их участии в жизни вуза.

Удовлетворенность потребителей обра­зовательными услугами, предоставляемы­ми вузом (основы профессионального образования), включает в себя такой показа­тель, как качество «обратной связи» меж­ду ними и вузом. Почти треть опрошенных затруднились определить свое мнение по этому вопросу, 28,6% выбрали вариант «высокое», 28% - «среднее» и 12,6% -«низкое». В случае если в процессе обуче­ния у студента возникают какие-либо про­блемы, практически половине студентов (47,4%) предоставляется право самим раз­решать их. Чаще всего родители начинают взаимодействовать с деканатом (287%), за­тем (в порядке убывания) с куратором груп­пы (7,4%), преподавателем (4,77%), заведу­ющим кафедрой (1,7%), ректоратом (0,6%). Ответы на этот вопрос подтвердили тезис о том, что родители студентов достаточно активно проявляют себя в роли посредни­ка в ситуациях разногласий, возникающих во взаимоотношениях между студентами и вузом.

Интегративной оценкой уровня образо­вательных услуг, предоставляемых вузом, является готовность респондентов высту­пить лицом, презеитирующпм вуз как по­ставщика качественных образовательных услуг. Из опрошенных 59,7% готовы реко­мендовать обучение в АГМУ другим людям, 24,4% выразили вероятность этого и лишь 4,57% не считают возможным для себя выс­тупить в данной роли. Начиная с четверто­го курса снижается степень однозначнос­ти позиции: более весомое место имеет ва­риант «возможно, буду рекомендовать». Это в определенной степени объясняется неочевидностью профессиональной судьбы выпускника вуза при уверенности в том, что она будет связана с медициной.

В процессе анализа результатов иссле­дования особое внимание обращалось на мнение родителей, полностью компенсиру­ющих оплату обучения своих детей в вузе. Они в той же степени удовлетворены каче­ством образовательных услуг, что и родите­ли студентов других форм обучения, и не демонстрируют каких-либо особых, завы­шенных ожиданий от деятельности вуза.

В заключение еще раз подчеркнем акту­альность включения родителей студентов в социологический мониторинг оценки потре­бителями качества образовательных услуг. Важно не абсолютизировать какое-то одно направление в анализе мнений потребителей, а создать во внутривузовской системе ме­неджмента качества многомерную модель мониторинга, включающую все стороны, заинтересованные в деятельности вуза.


 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...