Реформирование современного образования в стране основывается на правовых актах. Несомненный интерес представляет соответствие правовых актов потребностям общества в совершенствовании образовательного процесса. Интерес представляет мнение научно-педагогических работников о законодательстве в высшем образовании. Эти люди сами осуществляют процесс реформирования и могут непосредственно оценить достоинства и недостатки образовательной правовой системы.
Концепция об образовании вызывает много критических замечаний. Законодательство действующее сегодня жестко ограничивает лицензирование и аккредитацию учебных центров, особенно новых, ограничивает разработку и внедрение нового типа образовательных услуг. Законодательство о высшем образовании должно поддержать вузы в их стремлении к обретению экономической самостоятельности, реализации прогрессивных форм обучения. Также существует комплекс нормативных противоречий связанных с реализацией Болонского процесса в России. Присоединение России к процессу сделано для признания российского высшего образования за рубежом и дипломов выпускников наших высших учебных заведений. Для участия в болонском процессе требуется введение кредитной системы в российскую высшую школу, для этого необходимо устранить нормативные проблемы в системе учета трудоемкости учебной работы. В Болонском соглашении предусматривается отказ от предметного преподавания, вводится модульный подход к изучению дисциплин, что противоречит государственным стандартам в нашей стране – мы изучаем дисциплины по предметно. Требует корректировки правовой базы и так называемая нелинейная форма обучения, согласно которой студенты выбирают преподавателя на определенный срок. Такая система организации труда преподавателей вузов вызовет изменения в правой базе образовательного законодательства.
Согласно Болонского соглашения студенты сами могут выбирать сроки и темпы изучения дисциплин, а это также повлечет изменения законодательства по воинской обязанности. Возникают правовые проблемы по отношению к негосударственным высшим образовательным учреждениям в области финансовых льгот. Законодательство о высшем образовании должно решить проблему налогов и имущества, которые платят все вузы, что ведет к повышению оплаты за обучение, а это заставляет все большее количество студентов работать, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов.
|