В условиях нынешней экономики очень большую роль играет высшее образование, важная роль которого состоит в перспективе социально-экономического развития, развитию знаний и современных навыков, приспособления к изменениям. Развитие профессионального образования в России позволяет модернизировать систему высшего образования и использовать возможности, открываемые новые перспективы. Высшая школа - это новые идеи и технологии, обеспечение формирования высокообразованного человечества, необходимые новые направления науки, образования и бизнеса.  Доступность высшего образования в России сегодня представляется проблематичной. Связано это, с рядом причин:
-
существующими традиционными представлениями об образовательных возможностях взрослых;
-
принципиальной нацеленностью системы высшего образования на обучение вчерашних школьников;
-
сосуществованием в образовательном пространстве нескольких организационных моделей высшего образования для взрослых. Их можно обозначить следующим образом: классическая, или традиционная рационалистическая модель;
-
неклассическая модель, или «понимающее», личностно-ориентированное образование; и постнеклассическая модель, использующая принципы сетевой логики и дистантного образования.
Проблемы доступности высшего образования в информационном обществе проявляются иначе, чем в индустриальном обществе. Речь идет не о географической отдаленности основных центров образования или финансовой недоступности, – это скорее проблема гуманистической составляющей системы высшего образования, выстраивающегося в рамках социокультурной парадигмы. Доступность высшего образования для взрослых в информационном обществе определяется культурологической проблемой информационного неравенства. Исключенные из образования и информационных сетей люди исключаются из глобальной экономики и планетарной цивилизации. Остракизм целых групп населения и регионов земного шара впервые порожден недоступностью не сырьевых или трудовых, а информационных культурных ресурсов. Социальное исключение необразованных взрослых из глобальной системы информационных сетей сокращает их возможности для успешной самореализации, резко уменьшает их конкурентоспособность.
Развитие профессионального образования для взрослых в информационную эпоху определяется тем, что образование становится единственным средством, обеспечивающим:
-
открытость доступа в любую сферу человеческой жизнедеятельности и миграцию в любой слой иерархической социальной структуры;
-
возможность избежать криминализации и маргинализации общества;
-
сокращение возможностей для появления перверсивных механизмов в экономике, объема и спектра неправовых социальных практик.
|