Структура программы дополнительного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель дополнительного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.
 Главной идеей дополнительного обучения является развитие человека как личности, его деятельности и общения людей на протяжении всей своей жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором дополнительного обучения.
Дополнительным является образование, которое является индивидуализированным по времени обучения, темпам и направленности, предоставляет каждому человеку возможность представления собственной программы его получения и пополнения в течение всей своей жизни.
В основе функционирования структурой программы дополнительного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.
В структуре программы дополнительного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное.
Отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованием более высокого уровня по сравнению с основным. В каждой из подсистем имеются:
-
основные и дополнительные,
-
основные и параллельные,
-
государственные и негосударственные учебные заведения и повышения квалификации, учреждения культуры, спорта, туризма и т.д.
|