Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Рейтинг вузов в России
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Структура программы дополнительного образования
Авторская образовательная программа дополнительного образования
ИКТ в дополнительном образовании
Патриотическое воспитание в дополнительном образовании
Государственные программы дополнительного образования
Система профессионального образования в РФ
Финансовое дополнительное образование
Недорого высшее образование
Бюджетное высшее образование
Инновации в высшем образовании
Высшее военное образование
Служба с высшим образованием
Второе высшее налоговое образование
Количество высших образований
Финансовое образование
ИКТ в образовании
Система профессионального образования
Государственный стандарт высшего профессионального образования
Организация дополнительного образования
Развитие профессионального образования
Высшее образование в Москве
Система образования в РФ
Образование на базе высшего
Высшее экономическое образование
Сфера образования
Гуманитарное образование
________________
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
О компетентностном подходе в высшем образовании
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности

Если попытаться одним словом выразить суть социопсихологической ситуации, в которой оказался сегодня преподаватель высшей школы, то скорее всего им будет «неопределенность». Именно связанное с нею ожидание грядущих перемен является главным фактором, влияющим на мироощущение, устремления преподавателя, оценку им своей деятельности и ее результатов, постановку новых целей и задач. С одной стороны, такая ситуация создает негативный фон для роста, развития, ибо нестабильность, вызванная неопределенностью, заставляет действовать с осторожностью, избегать риска, опасаясь потери завоеванных позиций. Однако, с другой стороны, именно в такое время и востребованы нестандартные решения, творческий подход, инновации. Они, собственно, и порождаются такой изменчивой средой - стремлением вырваться из неопределенности и изменить жизнь так, чтобы она стала более благоприятной.

В своей профессиональной деятельности преподаватель также оказывается в противоречивой ситуации. Он вынужден отвечать на требования внешней среды, которая требует от него готовить профессионалов для динамично меняющейся действительности, где постоянно появляются новые элементы, неизвестные ранее. Для этого он должен предвидеть изменения, развивать в себе те качества, которые требуются сейчас и потребуются от профессионала завтрашнего дня. Вместе с тем по сути своей роли в системе образования он должен воплощать преемственность культуры, сохранение и воспроизводство ее ценностей.

В контексте этих соображений особенно остро стоит вопрос о подготовке молодых преподавателей высшей технической школы. Новое поколение преподавателей должно обеспечить разработку и реализацию новых педагогических технологий на основе быстроразвивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей с учетом современных научных и производственных технологий. Разработка таких технологий требует глубоких знаний в области педагогики, психологии, информатики и других наук.

Однако начинающие преподаватели, получившие в вузе техническую специальность, как правило, не имеют психолого-педагогической подготовки, позволяющей им заниматься этой новой для них деятельностью. Если во многих профессиональных областях от человека требуется лицензия на право ее ведения, то в области преподавательского труда такой лицензии не существует. Молодые преподаватели овладевают азами профессии «по образу и подобию» своих старших коллег. Этот путь позволяет в определенной степени освоить «классический» опыт, но вряд ли поможет им использовать инновационные подходы и методы профессионально-педагогической деятельности, которые становятся все более значимыми в контексте новых требований.

Чаще всего начинающие преподаватели направляются кафедрами на курсы повышения квалификации, либо на получение бесплатного заочного образования которые и призваны выполнять функцию подготовки к профессионально-педагогической деятельности. На наш взгляд, начинающих преподавателей следует выделять в специальные группы и предоставлять им возможность получить полноценную психолого-педагогическую подготовку. Безусловно, она должна носить практикоориентированный характер, но при этом важно также формировать у начинающего преподавателя представление о педагогической науке как о системе знаний.

Это относится и к аспирантам. Будущий кандидат наук будет обеспечивать учебный процесс, иметь большую учебную нагрузку. В то же время у выпускника аспирантуры нет четкого представления о деятельности преподавателя, не сформировалась система психолого-педагогических компетенций, позволяющих выстроить эффективную систему преподавания. В своих собственно педагогических начинаниях он обречен руководствоваться известным методом проб и ошибок.

Такая ситуация приводит к тому, что адаптация начинающих преподавателей к педагогической деятельности, по данным исследователей, затягивается на 5-7 лет. Часто в этот период у молодых преподавателей складываются стереотипы деятельности, которые потом бывает трудно изменить. В целом разнообразие ролей, в которых выступает преподаватель, выстраивая стратегии обучения и межличностного общения со студентами, требует постоянного повышения уровня профессионализма. В свою очередь, это ставит задачу нахождения таких форм повышения квалификации, которые были бы адекватны современным запросам, предъявляемым обществом и учебным процессом к преподавателю вуза.

В современных условиях важно ориентировать начинающего преподавателя на инновационную деятельность, сформулированную в типовом положении учреждения дополнительного образования. Однако вряд ли можно говорить о том, что он может сразу после обучения приступить к ее реализации. Инновационная профессионально-педагогическая деятельность представляет собой, по сути дела, продуктивную деятельность, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных проблем, высокий уровень развития профессиональных компетенций. Как целостное личностное образование, готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности выражает направленность личности, сознания, стиль мышления, зрелую гражданскую и профессиональную позицию.

Вместе с тем готовить молодых преподавателей к инновационной профессиональной деятельности необходимо уже на стадии их психолого-педагогической подготовки. В этом контексте все более важной становится задача формирования профессионального самосознания преподавателя, которое складывается в процессе выявления им личностных свойств своего «Я» и оценки их влияния на развитие студента в ходе осознания им педагогического смысла своей деятельности. Возможности повышения эффективности освоения секретов профессиональной деятельности преподавателя видятся в использовании таких технологий повышения квалификации, которые основывались бы на интеграции учебной и профессиональной деятельности начинающего преподавателя и росте его инновационного потенциала.

Формирование готовности преподавателя к инновационной деятельности предполагает развитие ее мотивационного, операционного, креативного и рефлексивного компонентов.

Мотивация к реализации инновационной профессионально-педагогической деятельности проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать новшества в педагогической деятельности: деловые игры, методы проблемного, эвристического и развивающего обучения. Это требует анализа нововведений в сфере образования, их роли в решении актуальных проблем, значения инноваций в развитии образования и общества в целом.

Операционный компонент характеризует инновационную деятельность с точки зрения сформированное умений и навыков ее осуществления, наличия базовых, опорных знаний, владения ее средствами, приемами, технологиями. Развитие этого компонента связано как с освоением теоретических знаний в области педагогики, психологии, педагогической инноватики, так и с практической деятельностью по решению учебно-профессиональных задач, освоению методов, приемов, технологий профессиональной деятельности преподавателя.

О сформированности креативности преподавателя свидетельствует его способность к видению проблемы, оригинальность и гибкость мышления, легкость генерирования идей. Развитие этого компонента обусловливает использование в процессе подготовки преподавателя различных ситуаций, где требуется владение методами эвристики.

Наконец, осуществление инновационной профессионально-педагогической деятельности предполагает способность рефлектировать различные составляющие своей деятельности, готовность встать в аналитическую позицию по отношению к себе и к своей работе.

С каждым годом увеличивается количество нужной для преподавательской деятельности информации. Она поступает из разных источников: книг, периодических изданий, Интернета и т.д. Курсы повышения квалификации предоставляют возможность получить доступ к профессионально значимой информации — предварительно отобранной, систематизированной, обобщенной. Однако с учетом того, что средний преподаватель вуза приходит на курсы повышения квалификации раз в пять лет, объем и разнообразие подлежащей усвоению информации оказываются весьма значительными, что создает большие проблемы с ее запоминанием и применением в педагогической практике.

Решение проблемы усвоения большого объема важной информации, ее трансформации в «интеллектуальную собственность» обучающегося имеет большое значение для повышения эффективности обучения и, соответственно, уровня профессиональной компетентности. Для облегчения представления семантической структуры психологических и педагогических наук мы предлагаем использовать форму тезаурусного описания терминологических систем. В дидактических целях наибольший интерес представляют те отношения, которые в переводе на язык стандартных тезаурусов именуются отношениями «выше — ниже».

На основе этого подхода можно предложить обучающимся составить из списка используемых терминов тезаурусные карты. Для этого необходимо выделить типы семантических отношений, связывающих группы терминов. Тезаурусные карты целесообразно составлять по таким оппозициям, как «целое - компоненты», «объект -атрибут», «свойство - носитель свойства», «процесс — объект», «действие - результат», «явление — материал», «явление - источник (причина)», «явление (процесс) — аспект». Дидактический потенциал такого рода самостоятельной работы заключается не только в формировании умений проводить логический анализ структуры учебной информации, но и в возможности стимулировать мышление молодого преподавателя, управлять его самостоятельной работой по овладению материалом учебного курса, развивать самоконтроль.

Считаем также целесообразным использовать в процессе обучения многофункциональные печатные раздаточные материалы (МПРМ). Речь идет о тиражированных средствах обучения одноразового или многоразового использования, которые выдаются каждому обучающемуся на занятиях. В качестве МПРМ могут быть использованы учебные пособия, периодические и другие издания, различные задания, анкеты, ситуационные материалы, используемые в деловых играх или в ходе выполнения самостоятельной работы и т.д. К ним могут быть отнесены также справочные и нормативные материалы, схемы, тезаурусные карты.

МПРМ являются весьма эффективным средством интенсификации учебного процесса для начинающих преподавателей. Причем, что очень важно, их использование не приводит к психологической перегрузке, усталости и снижению мотивации учения, напротив, повышает производительность учебного труда и приближает ее к оптимальной. Систематическое применение МПРМ в процессе обучения преподавателей побуждает их к самостоятельной разработке подобных средств. Таким образом, они могут рассматриваться и как средство самоменеджмента преподавателя.

Кроме того, МПРМ могут выполнять и побуждающую функцию, поскольку содержат варианты подходов к решению заданий, создающих определенные ассоциации - опору для долговременной памяти. С этой же целью могут использоваться и опорные конспекты.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой закодировано основное содержание учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях. Он активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствуя удержанию в памяти обучающегося большого по объему и целостного по характеру предмета изучения с соответствующим понятийным аппаратом.

Одним из интересных вариантов опорного конспекта является интеллект-карта (Т. Бьюзен). Ее построение подразумевает использование скорее образной, чем вербальной информации. Ценность этого метода заключается в том, что многие люди с трудом запоминают вербальную информацию. Если в схеме присутствуют рисунки, а сама она выполнена в цвете, то содержащаяся в ней информация дольше останется в памяти.

Полезным для восприятия и понимания учебного содержания является составление алгоритмов, которые облегчают решение сложных задач, сводя их к выполнению простых операций, каждая из которых заключается в выборе между двумя направлениями. Для еще большего упрощения задачи алгоритм можно изобразить графически.

Использование указанных средств обучения способствует развитию у молодых преподавателей следующих важных для профессионально-педагогической деятельности умений:

информационных (восприятие, сбор, отбор, систематизация, анализ, структурирование, обобщение информации и пр.);

исследовательских (установление проблемы, постановка целей, задач, конструирование предмета, объекта и гипотезы, планирование методов исследования, обработка результатов, формулировка выводов и пр.);

интеллектуальных (систематизация, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение, осмысление, выделение общего, целеполагание, рефлексия);

креативных (воображение, схематизация, типизация, акцентирование, гиперболизация, реконструирование и пр.).

Применение в процессе обучения широкого спектра современных средств обучения позволяет в значительной степени оптимизировать нагрузку преподавателя, повышающего квалификацию без отрыва от своей основной работы, облегчить усвоение, запоминание и осмысление профессионально значимой информации и сформировать свое отношение к ней.
 
По материалам журнала "Высшее образование в России"

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...