Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Рейтинг вузов в России
________________
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
О компетентностном подходе в высшем образовании
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Рейтинг вузов в России

Рейтинги вузов сегодня стали обычным явлением в большинстве стран с развитыми системами государственного высшего образования, а последние пять лет они составляются и в развивающихся странах Азии и Африки. Сегодня вряд ли многие помнят, что еще тридцать лет назад рейтингов вузов в мире вообще не существовало. Первый рейтинг был опубликован в журнале U.S. News & World Report в 1983 г. как ответ на очевидную потребность рынка в более прозрачных и сопоставимых данных об учебных заведениях. Это положило начало многочисленным попыткам ранжировать и оценивать университеты и преподавание отдельных дисциплин в разных вузах. Традиционно наибольшее число рейтингов вузов составляется в США, где существуют не только общепризнанные рейтинги, рассчитанные на разного рода целевые аудитории, но и специфические рейтинги. К примеру, журнал Black Enterprise составляет рейтинг вузов, ориентированный на афроамериканцев. Основной акцент в методике здесь сделан не на известных показателях качества образования, а на комфортных условиях обучения для людей «с другим цветом кожи ».

К наиболее авторитетным зарубежным рейтингам относятся рейтинги газеты Times (Великобритания), газеты Guardian (Великобритания), агентства СНЕ (Германия), журнала McLean's (Канада) и некоторые другие. Эти рейтинги составляются не первый год и привлекают внимание представителей различных целевых аудиторий. Важно отметить, что за рубежом рейтинги вузов составляются преимущественно средствами массовой информации с большим тиражом и служат значимым информационным поводом для привлечения читателей.

В России первый рейтинг, как и за рубежом, был составлен представителями СМИ, а именно журналом «Карьера», в 1999 г. Он назывался «100 лучших вузов» - по числу включенных в рейтинг вузов. Методика его составления во многом основывалась на зарубежном опыте: 22 показателя из 24-х были собраны на основе общепринятых статистических данных, один показатель был получен на основе результатов мониторинга СМИ, еще один - собран по результатам социологического опроса.

С 2001 г. составлением рейтингов вузов России стало заниматься Министерство образования РФ. В отличие от рейтингов журнала «Карьера» в них сопоставлялись вузы определенного профиля (технические и технологические вузы, аграрные вузы и т.д.), а в итоговый перечень вузов не включались какие-либо количественные значения показателей, показывались лишь ранговые (порядковые) значения вузов. Стоит также заметить, что перечень показателей, используемых здесь для составления рейтингов, был во многом схож с показателями рейтингов журнала «Карьера». Последние рейтинги вузов Министерства образования и науки были составлены в 2005 г.

В марте 2005 г. в России была образована автономная некоммерческая организация «Независимое рейтинговое агентство в сфере образования "РейтОР"», которая провозгласила основным направлением своей деятельности составление рейтингов вузов. С этой точки зрения наша страна приблизилась к европейским странам, в которых существуют аналогичные некоммерческие организации (в частности, немецкий Центр по развитию высшего образования - СНЕ). Почти за четыре года своего существования агентство «РейтОР» разработало методологию и методику, а также реализовало несколько десятков исследовательских проектов по составлению рейтингов вузов. В своей деятельности агентство сочетает разовые рейтинги, популярные в определенный момент времени, а также традиционные рейтинги, которые стали его визитной карточкой.

Период с 2005 по 2008 гг. является пиковым с точки зрения разработки рейтингов вузов как особой области исследовательской деятельности. Помимо НРА «РейтОР», в 2005-2008 гг. было реализовано более 10 крупных проектов, некоторые из них уже стали традиционными. Среди основных подходов следует отметить «Деловой рейтинг высшего образования», рейтинги издательского дома «Коммерсантъ», кадрового дома «SuperJob». Большинство из них опирались на субъективные источники информации ввиду отсутствия адекватной системы сбора статистической информации. Кроме того, основу большинства рейтингов составили оценки работодателей, которые в современных российских условиях не являются репрезентативными.

Начиная с 2003 г. рейтинги вузов вышли на глобальный уровень. В 2003 г. Институт высшего образования (Institute of Higher Education) Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University) впервые опубликовал рейтинг 500 ведущих вузов мира. В 2008 г. «Шанхайский рейтинг», как его теперь называют во всем мире, был составлен уже в шестой раз. В 2004 г. был составлен первый ежегодный рейтинг специализированного приложения газеты Times (Times Higher Education Supplement, QS-THES). Также с 2004 г. был запущен испанский проект Webo-metrics - глобальный рейтинг, в который включены почти четыре тысячи вузов мира. Позднее свой глобальный рейтинг опубликовал журнал Newsweek International. В 2007 г. был составлен рейтинг научной деятельности Тайваньского Совета по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования (Higher Education Evaluation and Accreditation Council Taiwan), который также стал ежегодным. В 2007 г. также был опубликован рейтинг популярности вузов в сети Интернет портала 4 International Colleges & Universities.

Глобальные рейтинги стали «явлением XXI века » в мировой системе высшего образования, ответом на потребности рынка, прежде всего абитуриентов и их родителей, рассматривающих возможность получения образования не только в своей стране, но и за рубежом.

Выход рейтингов вузов на глобальную арену, а также широкое распространение практики составления национальных рейтингов вузов привело к интеграции экспертного сообщества в этой области. В июне 2002 г. в Варшаве состоялось первое международное совещание по проблемам рейтингов вузов, в котором приняли участие более 40 представителей из 12 стран. Участники совещания пришли к выводу о необходимости продолжения обсуждения методологических и организационных вопросов своей деятельности.

По инициативе президента Института политики в области высшего образования Джейми Мерисотиса и директора ЮНЕСКО-СЕПЕС Яна Садла-ка в декабре 2004 г. в Вашингтоне состоялось совещание международной группы экспертов в области рейтингования вузов (IREG-1). В работе совещания приняли участие ученые и исследователи, занимающиеся разработкой систем оценки или ранжированием вузов в США, Австралии, Канаде, Китае, Германии, Японии, Новой Зеландии, Польше, Румынии, Российской Федерации и Испании.

Второе совещание международной группы экспертов (IREG-2) состоялось в Берлине в апреле 2006 г. Тогда был сделан очень важный шаг в кооперации экспертов в области рейтинга вузов -принятие Берлинских принципов рейтинга вузов. В этом документе сформулированы основные требования, предъявляемые как к национальным, так и к глобальным рейтингам.

В ноябре 2007 г. в Шанхае на базе Института высшего образования Шанхайского университета состоялись две конференции: Третье совещание международных экспертов в области рейтинга вузов (IREG-3) и Вторая международная конференция по рейтингу университетов мирового класса (WCU-2). Среди участников конференции были представители всех континентов из 36 стран мира. Докладчики представили многообразную палитру национальных и глобальных рейтингов. Тематика докладов охватывала широкий круг методологических и организационных проблем, например таких, как современное состояние рейтингов университетов, изучение принципов построения рейтингов, рейтинги в сравнении с другими видами оценивания, применение рейтингов университетов и их эффективность. Особое внимание было уделено национальным рейтингам вузов в развивающихся странах, их позициям в глобальных рейтингах.

Популярность рейтингов растет, что во многом связано с наличием нескольких потенциальных целевых аудиторий, которые могут обоснованно принимать решения с использованием их результатов. В качестве таковых можно выделить абитуриентов и их родителей, руководителей вузов, работодателей и представителей органов управления образованием.

Повышенное внимание уделяется рейтингам вузов в современной России. Это связано прежде всего с ростом потребности в достоверной информации о реальном положении дел в системе высшего образования. Однако устоявшиеся традиции составления общественных рейтингов пока не сложились. Все проекты по составлению рейтингов осуществляются эпизодически, без достаточного ресурсного обеспечения, методологической проработки и дают пока фрагментарную картину положения дел в системе образования. Организации, составляющие рейтинги, не располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для проведения фундаментальных исследований в этой области.

Особое внимание, на наш взгляд, нужно уделять этическому аспекту составления рейтингов, а также интерпретации их результатов. Так, один из московских вузов в своих рекламных проспектах заявляет, что он занимает 1-е место в государственном рейтинге. На деле же вуз занял 1-е место в рейтинге негосударственных аккредитованных вузов с общим числом студентов дневной формы обучения свыше 700 человек за 2004 г. Предоставление неполной информации в этом конкретном случае вводит в заблуждение читателей рекламных проспектов. Кроме того, к сожалению, до сих пор приходится говорить о «заказных» рейтингах вузов.

Одна из возможных сфер применения рейтингов связана с учетом их результатов в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации вузов. Актуальность этого в современной России обусловлена изменением парадигмы государственной аккредитации. В частности, сегодня активно обсуждается вопрос об использовании показателей удовлетворенности работодателей и выпускников вузов качеством подготовки специалистов. Эти и многие другие аспекты уже длительное время изучаются при составлении рейтингов вузов, и накопленный опыт может быть полезен при государственной аккредитации. Не случайно НРА «РейтОР» в 2008 г. выполнило НИР «Исследование научно-методических основ рейтингования образовательных программ ВПО и использование его результатов в процедурах государственной (национальной) аккредитации» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы задачи II «Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг» мероприятия 8 «Совершенствование государственной системы оценки деятельности ОУ».
 
По материалам журнала "Высшее образование в России"

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...