Классическая реакция крупной корпоративной системы на усиление роли инновационных проектов в деятельности ее линейных подразделений - формирование матричной организационной структуры управления путем создания новых структурных единиц - научно исследовательских центров, выполняющих функцию координации взаимодействия линейных подразделений в ходе подготовки и реализации инновационных проектов.
Для разработки и осуществления конкретных научно-образовательных проектов в едином пакете с инновационными производственными проектами и для управления деятельностью учебно-проектных групп предлагается - по мере готовности кафедр и предприятий - создавать самостоятельные структурные единицы вуза - научно исследовательские центры.
Научно исследовательские центры — новый тип структурного подразделения технического университета. Центр создается для подготовки и реализации конкретного научно-образовательного проекта, носит имя разрабатываемого в нем научно-производственного проекта и существует до тех пор, пока не завершится жизненный цикл данного пакета проектов. Ключевое условие функционирования научно исследовательских центров — информационная, ресурсная и финансовая поддержка со стороны промышленного предприятия-партнера.
Инициатором создания научно исследовательского центра может стать любая выпускающая кафедра или кафедра фундаментальной подготовки, обладающая научно-технической идеей, для полноценной коммерческой реализации которой на промышленном предприятии необходимо организовать совместную работу специалистов различных направлений и специальностей. Предложения кафедр по созданию научно исследовательских центров, одобренные Ученым советом вуза, утверждаются совместными решениями ректора университета и руководителей предприятий-партнеров. Начальник исследовательского центра работает на штатной основе и является главным менеджером «проектного пакета». Первоначально его деятельность финансируется из фондов. В дальнейшем разрабатывается финансово-экономический механизм взаимодействия вуза и предприятий-работодателей, в котором обосновывается приращение инвестиций в научно исследовательские центры вследствие повышения качества выпускаемой вузом «продукции».
К работе в научно исследовательских центрах привлекаются на основе совместительства преподаватели и сотрудники любого института (факультета), студенты дистанционной формы обучения, а также сотрудники предприятий-партнеров, чьи компетенции и квалификация соответствуют содержанию и целям научно-образовательного проекта.
В состав научно исследовательских групп принимаются на конкурсной основе только лучшие студенты (ориентировочно 15-20% совокупного контингента). Обучение студентов ведется на основе учебных планов проектной подготовки (УППП) - индивидуализированного учебного плана конкретного студента в конкретной проектной группе, скоординированного с основной образовательной программой направления магистратуры, бакалавриата или специальности. Для реализации УППП при необходимости будет задействован потенциал зарубежных вузов-партнеров в очной или дистанционной (электронной) форме обучения с возможностью выдачи «двойного диплома».
Таким образом, в модернизированной организационной структуре вуза на существующие кафедры возлагаются пять системных функций:
1) выступать в качестве профессионального научного сообщества для коллективного обсуждения и освоения заимствованных и генерации новых собственных идей (новшеств) в данной отрасли науки;
2) вести фундаментальную профессиональную подготовку бакалавров, специалистов, магистров (преподавание «основ наук»);
3) выпускать «обычных» инженеров, экономистов, менеджеров, маркетологов и других специалистов, не имеющих проектной подготовки;
4) осуществлять селекцию студенческого контингента по творческому потенциалу;
5) выполнять роль «инкубаторов» учебно-проектных бюро.
В соответствии с принципами проектного подхода научно исследовательские центры имеют четко ограниченный жизненный цикл, включающий четыре стадии, по завершении которых оно ликвидируется.
Стадия «инкубации»:
формулирование научно-технической идеи (новшества), для реализации которой планируется совместно с конкретным предприятием разработать и реализовать научно-производственный проект;
декомпозиция новшества на «профессиональные » составляющие, требующие принципиально различных профессиональных компетенций — конструкторских, организационно-управленческих, финансовых, экологических и других;
разработка предложения по созданию научно исследовательского центра, его рассмотрение и утверждение; подготовка и заключение договоров с предприятиями партнерами.
Стадия подготовки научно-образовательного проекта:
создание научно исследовательского центра и подбор ППС на основе совместительства;
разработка учебных планов проектной подготовки;
подбор студентов в проектные группы.
Стадия реализации научно-образовательного проекта и разработки научно-производственного проекта:
реализация учебных планов проектной подготовки и разработка совме-стными усилиями ППС и студентов различных видов проектной докумен-тации и отдельных организационно-технических мероприятий (включая подготовку кадров рабочих и руководителей нижнего звена в рамках образовательного кластера);
подготовка и защита ВКР в проектных группах, то есть завершение прединвестиционной фазы научно-производственного проекта с передачей предприятию комплекса нематериальных активов и профессиональных кадров для их эксплуатации.
Стадия сопровождения научно-производственного проекта («после-продажный сервис»): обеспечивает научно-техническое, организационное и образовательное (через структуры повышения квалификации) содействие предприятию в реализации инвестиционной и эксплуатационной фазы производственного проекта.
По материалам журнала "Высшее образование в России"
|