Для придания образовательному процессу необходимой динамики требуется переход на новую календарную структуру учебных планов с более короткими, чем семестр, циклами освоения учебных модулей и выполнения СРС. Как известно, слово "семестр" буквально переводится с латыни как «шестимесячный», триместр - «трехмесячный», биместр - «двухмесячный».
Предлагается разделить учебный год на короткие учебные циклы с небольшими дополнительными релаксационными перерывами. Переход на интенсифицированное изучение дисциплин, при котором отдельный учебный модуль по большинству дисциплин полностью осваивается в течение нескольких (8 или 10) недель, позволит резко повысить гибкость учебного процесса и мобильность студентов, что отразится в следующих индикаторах:
число одновременно изучаемых дисциплин сократится до 4-6, что обеспечит снижение «пиковых» нагрузок студентов в периоды аттестации;
в течение года один или два учебных цикла будут выделяться для работы студентов непосредственно в учебно-проектных группах, будет исключен малоэффективный тип «преддипломной практики, совмещенной с теоретическим обучением»;
завершится переход на бессессионные графики учебного процесса; итоговые контрольные мероприятия (экзамены, зачеты) будут проводиться в соответствии с правилами балльно-реитинговой системы оценки успеваемости и включаться в календарный график учебного цикла наравне с аудиторными учебными занятиями;
повысится количество, объемы и качество научных исследований и методических разработок преподавателей, так как рабочее время для их выполнения не будет распыляться между аудиторными занятиями, а будет сконцентрировано в биместрах, в которых у данного преподавателя нет учебных занятий;
повысится эффективность использования учебного времени, так как должны исчезнуть «мертвые зоны» в учебном процессе, связанные с всенародными праздниками, когда иногородние студенты университета пропускают по 1-2 недели занятий.
Перерывы должны по возможности совпадать с общероссийскими праздничными днями, календарные интервалы отпусков ППС и летних студенческих каникул должны сохраниться полностью при обязательном выполнении лимитирующих требований ГОС по числу учебных и каникулярных недель.
Концептуальной основой системы селекции обучаемого контингента является хорошо известный, но трудно реализуемый в существующих условиях принцип горизонтальной и вертикальной внутривузовской мобильности студента.
Мобильность по горизонтали - это осознанный самостоятельный выбор студентом направления своей профессиональной подготовки (на уровне бакалавриата), а затем все более и более узкой поэтапной специализации непосредственно в ходе профессиональной подготовки, а не в момент поступления в институт.
Существующий ныне предельно унифицированный подход к организации учебного процесса, когда всей массе студентов - от двоечников до отличников - подается один и тот же объем учебного материала, в одних и тех же формах, одними и теми же преподавателями и одними и теми же приемами, должен быть изменен. Такой подход сформировался в условиях дефицита профессиональных кадров (период индустриализации) и был направлен на массовую подготовку «средних» специалистов. В современных условиях он привел к тому, что студенты, способные вырасти в элитных профессионалов, недополучают тех знаний, которые они могли бы освоить в установленные сроки с помощью высококвалифицированных преподавателей. В то же время слабые студенты не могут усвоить элементарных азов научной дисциплины, так как им требуются специальные, адаптированные под их уровень формы и методы передачи знаний.
Учебные планы бакалавриата, учебный план дополнительного образования, специалиста и магистратуры при освоении принципов проектного подхода будут включать три типа учебных модулей:
стандартный модуль (СМ) - единый по объему и сложности материал для всех студентов, обязательный к освоению независимо от направления и специализации профессиональной подготовки (философия, история, экономическая теория и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла для инженеров, менеджеров, экономистов и других направлений подготовки).
вариативный модуль (ВМ), существующий как минимум в двух вариантах объема и сложности учебного материала. Вариативный модуль обязателен к освоению всеми студентами данного направления бакалавриата при возможности выбора самим студентом облегченного, среднего или повышенного варианта сложности (естественно-научные, общематематические дисциплины, базовые технические и экономические дисциплины, иностранный язык, правоведение и т.п.)
альтернативный модуль (АМ) - модуль специализации, выбираемый студентом самостоятельно или по рекомендации руководителя при установленном минимально необходимо числе альтернативных модулей, осваиваемых в данном семестре.
Формируя из модулей различного типа собственный план учебной работы на предстоящее полугодие, студент должен освоить определенный объем учебного материала, измеряемый в зачетных единицах (кредитах).
В условиях расширения возможностей осознанного выбора студентами модулей и преподавателей учебная нагрузка ППС на предстоящие учебные циклы должна составляться путем заполнения вакансий (прежде всего у преподавателей, ведущих стандартные или вариативные модули). Общее число (лимит) объявленных вакансий в одноименных модулях, ведущихся несколькими преподавателями одной кафедры, должно на 10-15Уо превышать общее число студентов, учебные планы которых предусматривают изучение этих модулей. Один и тот же учебный модуль, предусмотренный учебными планами разных направлений и специальностей, должен повторяться преподавателями соответствующей кафедры 2-3 раза в разных учебных циклах текущего года для обеспечения реальной возможности маневрирования в пространстве учебных модулей. Лекционные аудитории и кабинеты для проведения практических занятий должны выделяться преподавателям в соответствии с числом вакансий, заполненных в данном учебном цикле.
Мобильность по вертикали - это возможность повышения (понижения) академического статуса студента в зависимости от его успехов в учебной работе и возможность получения (утраты) соответствующих этому статусу преференций. Таким образом, это мобильность по уровню освоения профессиональных компетенций, которая будет обеспечиваться кредитно-рейтинговой системой оценки потенциала обучаемости студента.
На первом курсе студент имеет нулевую горизонтальную мобильность, состав учебных групп стабилен, это период адаптации к условиям высшей школы и к балльно-рейтинговой системе оценки.
На втором курсе появляются первые вариативные модули, начинает осуществляться выбор направления бакалавриата, состав учебных групп на курсе изменяется, при освоении очередного модуля группа или лекционный поток формируются заново. Одновременно закладывается вертикальная мобильность, формируются студенческие лиги.
На третьем курсе выбор направления бакалавриата завершен, горизонтальная мобильность сохраняется за счет вариативных модулей общеинженерного и экономического цикла, студент начинает формировать профиль своей профессиональной подготовки.
На четвертом курсе все студенты выбирают вариативные и альтернативные модули для подготовки ВКР в рамках целевых профессиональных компетенций. Одновременно студенты высшей лиги, намеревающиеся продолжить обучение в магистратуре, приступают к выбору направления своей магистерской подготовки.
На пятом курсе студенты высшей лиги завершают выбор направления магистратуры и начинают формировать профиль свой профессиональной подготовки, выбирая соответствующие вариативные и альтернативные модули в соответствии с учебным планом проектной подготовки.
На шестом курсе студенты высшей лиги выбирают альтернативные модули для подготовки магистерской ВКР в рамках выбранных целевых профессиональных компетенций в составе проектной группы.
По всем вопросам самоорганизации приоритетное право выбора должны иметь студенты высшей лиги, только им по окончании вуза должны выдаваться рекомендательные письма для работодателей. Вертикальная мобильность - основа создания конкурентной среды.
Критерием при установлении потенциала обучаемости и присвоении академического статуса студента является академический рейтинг. Его формально-структурная формула включает веса (объемы) конкретных модулей в часах (или в зачетных единицах) и модульные рейтинги студента по числу учебных модулей, освоенных в соответствии с учебным планом проектной подготовки.
Первый положительный опыт проектного подхода к организации учебного процесса получен в 2007/2008 уч. году в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н, Туполева. Были созданы две комплексные проектные группы в составе инженеров-технологов и экономистов-менеджеров. По заданию предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» будущими молодыми инженерами и экономистами совместно разработана проектная документация и выполнено экономическое обоснование модернизации двух производственных участков. В процессе работы проектных групп накоплен ценный опыт взаимодействия завода и вуза; выпускные квалификационные работы студентов-дипломников получили высокую оценку Государственной аттестационной комиссии.
По материалам журнала "Высшее образование в России"
|