Имеющийся на сегодня дисбаланс между рынком образования и рынком труда, т.е. между предложением и спросом на специалистов соответствующих уровней, инициировал идею интегрированного образовательного учреждения (ИОУ) как юридически самостоятельной образовательной системы, объединяющей структуры различной степени организационной обособленности. Основной целью его создания является обеспечение кадрового потенциала инновационного развития экономики региона.
При создании моделей образовательных учреждений данного типа основной упор делается на получение эффекта от интеграции уровней, функций, структур различных процессов. В качестве такового выступает более эффективная система подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров практической направленности, обеспечивающая удовлетворение потребностей экономики и населения. Эта задача решается также путем сокращения затрат на обучение за счет централизации ресурсов и путем повышения экономической активности населения региона за счет сокращения сроков обучения.
В рассматриваемом образовательном учреждении интеграция достигается с помощью разных сценариев, указанных в типовых положениях учреждений дополнительного образования. Имеются в виду организационная, программная (вертикальная и горизонтальная) интеграция, а также интеграция с потребителями и интеграция с поставщиками ресурсов.
Особое место в современных условиях занимают процессы программной интеграции. В вертикальной версии она достаточно строго определена уровнями образования, которые в настоящее время претерпевают значительные изменения. Процессы вертикальной интеграции образовательных программ побуждают к взаимной адаптации программ различных уровней, выстраиванию системы последовательного изучения программ для получения определенного уровня образования. Такой вид интеграции в большей степени характерен для отраслевых образовательных учреждений узкой направленности.
Горизонтальная программная интеграция предполагает получение более широкого диапазона компетенций. Особое значение здесь приобретает дополнительное профессиональное образование, обеспечивающее получение различных видов знаний в ходе освоения ряда программ одного или разных уровней параллельно базовому образованию. При горизонтальной интеграции важен процесс содержательного взаимопроникновения образовательных программ и расширения сферы получаемого образования.
Вертикальная и горизонтальная интеграция тесно связаны. Так, освоение компетенций более высокого уровня, предусматривающих профессиональный должностной рост, возможно на пути получения дополнительного образования другого профиля.
Интеграция с потребителями образовательных услуг ИОУ трактуется нами как интеграция с работодателями. В настоящее время при наблюдающейся дисгармонии между предоставлением образовательных услуг и спросом на них со стороны работодателей этот вид интеграции особенно важен.
Немаловажную роль в процессе функционирования ИОУ играет взаимодействие с поставщиками разнообразных ресурсов - учредителями и бизнес-структурами, которые обеспечивают финансирование учебного заведения, проекты дополнительного образования с научными подразделениями, формирующими преподавательские кадры. В числе поставщиков символических ресурсов - органы управления образованием, которые предоставляют организационный механизм менеджмента образовательного учреждения. К главным поставщикам основного ресурса — абитуриентов интегрированных образовательных учреждений - мы относим школы, училища, лицеи, колледжи и другие учебные учреждения, а также население региона.
Стратегические установки создания интегрированных образовательных учреждений представлены в виде иерархической структуры целей. Глобальной целью является идея формирования в едином научно-образовательном и культурном пространстве кадрового корпуса для инновационно - организованной экономики региона по спектру уровней профессиональной подготовки во взаимодействии с работодателями, властными структурами и общественностью региона. Установленный приоритет целей определяет, что нижний уровень подцелей обеспечивает выполнение целей более высокого уровня.
На основе целеполагания разрабатываются модели интегрированных образовательных учреждений.
В рамках научно-исследовательской работы «Разработка новых моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней на основе взаимодействия с работодателями в интересах кадрового обеспечения инновационно-ориентированной экономики», проведенной учеными АлтГТУ им. И.И. Ползунова, разработаны следующие модели интегрированных образовательных учреждений.
Отраслевое интегрированное образовательное учреждение (ОИОУ). Это образовательное учреждение многоуровневой (от начального профессионального до высшего и послевузовского образования) подготовки специалистов для крупных специализированных отраслей экономики, определяющих инновационную направленность ее развития. Основными особенностями, отличающими ОИОУ, являются: совместное с отраслью учредительство; софинансирование; государственные стандарты для адаптированных межуровневых программ обучения; управление деятельностью и контроль за качеством, включающие непосредственное участие работодателей и представителей отраслевого управления, и др. Целесообразно определить организационно-правовую форму ОИОУ как автономное образовательное учреждение.
Корпоративное интегрированное образовательное учреждение (КИОУ) -многофункциональное образовательное учреждение, осуществляющее двухуровневую основную (начальное профессиональное, среднее профессиональное) подготовку, а также переподготовку, повышение квалификации, оценку специалистов и координационные функции в области воспроизводства образовательного потенциала. КИОУ - негосударственное образовательное учреждение, которое финансируется в основном за счет средств предприятий и организаций.
Основными задачами такого учебного учреждения являются:
периодическая оценка персонала организации (организаций) путем создания и обеспечения функционирования системы комплексной оценки профессионально-квалификационных и личностных характеристик работников предприятия по должностям;
разработка комплексного плана проведения профессионального обучения сотрудников и его реализация на основе собственных образовательных ресурсов и с привлечением других учебных заведений;
создание системы оценки полученных в процессе обучения знаний и механизма их отдачи в профессиональной деятельности. Обеспечение прослеживаемое™ результатов обучения;
научная деятельность. Проведение научных исследований в области развития и совершенствования деятельности предприятий;
издательская деятельность. Основная сфера деятельности
КИОУ - обучение персонала предприятий по программам начального профессионального и среднего профессионального образования по специализации предприятия, а также по программам дополнительного профессионального образования (в основном - повышения квалификации работников предприятия). Все эти виды обучения реализуются в различных формах: очной, заочной, очно-заочной, блочно-модульной, дистанционной. В КИОУ возможно добиться оптимального сочетания теоретической подготовки с практическими занятиями непосредственно на производстве. Результат такого сочетания - подготовка специалистов с учетом специфики предприятия в относительно короткие сроки. Одним из главных преимуществ обучения в КИОУ является возможность эффективной подготовки по дефицитным профессиям, специальностям, направлениям.
Региональное интегрированное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (РИОУ) реализует многоуровневые и разноплановые программы ДПО для выполнения государственного заказа региона на профессиональную переподготовку и повышение квалификации трудовых ресурсов в целях выполнения экономических и целевых программ инновационного развития экономики региона. РИОУ представляет собой государственное образовательное учреждение регионального уровня. Отличительной чертой финансирования регионального интегрированного учреждения ДПО является передача на уровень субъекта федерации обязательств по бюджетному финансированию и, соответственно, осуществлению контроля за результатами его деятельности. Таким образом, бюджетное финансирование будет направлено прежде всего на обучение тех специалистов, которые действительно востребованы в регионе.
Предложенные методические основы моделирования интегрированных образовательных учреждений отвечают принципам пропорционально-последовательного продвижения по этапам и направлениям создания модели, согласованности информационных, ресурсных и других характеристик, рационального соотношения отдельных уровней иерархии в системе моделирования, целостности отдельных обособленных стадий построения модели и соответствуют цели моделирования.
Разработанные виды интегрированных образовательных учреждений позволят в ближайшей перспективе внести существенный вклад в решение проблемы обеспечения потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах для решения инновационных задач развития.
По материалам журнала "Высшее образование в России"
|