Институт высшего образования – это высшее учебное учреждение профессионального образования, осуществляющее образовательную деятельность по государственным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Образование является специфической областью, в которой люди и (или) их сообщества целенаправленно воплощают свои интересы, связанные с потребностью обеспечить единство и целостность своей национальной, культурной, религиозной, экономической самоидентичности конкретного общества.
Обеспечение этого единства и целостности в современных условиях не противоречит объективно усиливающимся процессам глобализации и интеграции в мировом и (или) региональных масштабах, поскольку о ликвидации этнических, национальных, культурных и иных особенностей стран и народов речи не идет, да и не может идти. Речь идет лишь об определенном и объективном в современных условиях сближении национальных, экономических, политических, в том числе образовательных интересов различных стран, сближении, которое позволит без ущерба своей образовательной самости развиваться в условиях мировой интеграции.
Понятие «образовательное пространство», используемое в литературе и образовательной практике значительно реже, чем понятие системы образования, имеет, тем не менее, существенное значение для характеристики как самого образования, так и его правового регулирования. Дело в том, что понятием «образовательное пространство» охватывается не одна, а множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются и функционируют в образовательной сфере. Это, например, система (подсистема) дошкольного образования, система (подсистема) общего образования, система (подсистема) профессионального образования, которая, в свою очередь, включает в себя подсистемы более низкого уровня подсистемы начального, среднего и высшего профессионального образования и т.д. В данном случае мы встречаемся с упоминавшимся принципом «матрешки» с тем лишь отличием, что «удельный вес» каждой образовательной подсистемы, входящей в образовательное пространство, неодинаков. Кроме того, данным понятием охватываются не только системные параметры самой «большой», интегрированной системы образования в масштабе общества (страны), но и иные характеристики, которые позволяют на основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства судить о направлениях и качествах развития общественных отношений в целом. С учетом этого в литературе (Г.Н. Сериков) предлагается выделить несколько координат образовательного пространства.
Вяземский филиал Московского государственного индустриального университета в г.Вязьма смоленской области является институтом высшего образования.
|