Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Модернизация системных основ дистанционного обучения
Научно исследовательские центры
Учебный план. Новый календарь
Оценка качества образования
Мониторинг качества образования
Рейтинг вузов в России
Cистемы оценки качества образования
Дополнительное профессиональное образование
Совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность системы ДПО
Направления обновления дополнительного профессионального образования
Cовременные системы повышения квалификации преподавателей вузов
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности
Интегрированное образовательное учреждение
Использование NPS-технологии для оценки качества обучения
Образовательные стандарты профессионального образования
Где получить образование
Высшее образование в 19 в
Срок службы с высшим образованием
Образование в детском саду
Математическое образование
Образование 2011
Специальности высшего образования
Расходы на высшее образование
Работники образования
Центр образования
Государственный стандарт высшего образования уровня
Институт развития дополнительного профессионального образования
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования
Развитие творчества в дополнительном образовании
Дистанционное высшее образование техническое
Аттестация работников дополнительного образования
Второе высшее бизнес образование
Система государственных органов образования
Государственный стандарт среднего общего образования
Высшее образование за 2 года
Дистанционное обучение высшее образование менеджмент
Дистанционное обучение высшее образование МГУ
Дистанционное обучение высшее образование бухгалтер
Высшее образование дистанционное обучение круглогодично
Высшая школа экономики дистанционное обучение
Высшее образование специалист
Образовательные стандарты высшего профессионального образования
Высшее образование психология
Институт высшего образования
Образовательные учреждения высшего профессионального образования
________________
Немецкая система университетского образования: вклад И.Г. Фихте
Русская модель университета
Оплата труда работников вуза
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании
Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ
Образование: от масс-медиа к «урокам бытия»
О компетентностном подходе в высшем образовании
Вебометрическая оценка университетов России
Мониторинг мнений родителей студентов как элемент внутривузовской системы менеджмента качества образования
Государственное высшее образование
Заочное высшее экономическое образование
Бесплатное интернет образование
Качество дополнительного образования
Проекты дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Типовое положение учреждения дополнительного образования
Региональный университет в период кризиса
Работа с абитуриентами в вузе
Обеспечение конкурентоспособности выпускников вуза
Инновации в организации процесса образования
Заочное второе высшее образование
Центр интернет образования
Роль дополнительного образования
Качество професииональого образования
Интернет ресурсы в образовании
Какое бывает заочное дистанционное образование
Cистема дистанционного образования
Развитие дистанционного образования
Техническое образование дистанционно
Курсы дополнительного образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Получить высшее образование заочно
Использование интернет технологий в образовании
Формы дополнительного образования
Учебные программы дополнительного образования
Анализ дополнительного образования
Высшее образование через интернет
Использование интернета в образовании
Интернет в дистанционном образовании
Интернет технологии в образовании
Заочное образование в Москве
Заочное платное образование
Дистанционное образование в России
История профессионального образования
Образование через интернет
Компьютер. Образование. Интернет
Технологии дистанционного образования
Педагогическое образование дистанционно
Техническое образование заочно
Высшее образование заочное обучение
Программа развития учреждения дополнительного образования
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Использование NPS-технологии для оценки качества обучения

Одной из актуальных педагогических проблем является проблема оценки качества обучения. Современные исследователи связывают её решение с использованием математических методов. В данной работе рассматривается применение NPS-подхода при оценке результатов обучения. Описывается математическая модель, построенная на основе теории вероятности, которая позволяет оценить эффективность обучения.

Ключевые слова: качество обучения, чистый коэффициент лояльности NPS (Net Promoter Score), детрактор, промоутер, нейтрал, доверительный интервал, динамика NPS.

В современных психолого-педагогических исследованиях разрабатываются различные качественные и количественные критерии оценки результатов обучения. В работах, опирающихся на деятельностный подход к обучению, предлагается система качественных параметров формируемой деятельности учащихся. О системности знаний как о важном качественном критерии обучения идет речь в статьях Л.Я. Зориной и З.А. Решетовой. В исследованиях М.Н. Скаткина и В.В. Краевского рассматривается система качества знаний, включающая полноту и глубину, осознанность и прочность, конкретность и обобщенность, системность и систематичность, оперативность и гибкость, свернутость и развернутость. Отмечается, что для формирования каждого параметра необходима специальная система заданий.

Вопросам использования информационных технологий при оценке качества обучения отводится значительное внимание в исследованиях Г.В. Ившиной. Многие авторы отмечают, что наряду с качественными критериями следует вводить и статистические оценки полученных результатов обучения, подтверждающие (или нет) эффективность обучения, его практическую значимость. Использование математических методов позволяет делать аргументированные выводы о качестве обучения,судить о достоверности исследования, эффективности новых моделей обучения, новых педагогических технологий, обосновывать рекомендации по внедрению результатов в практику обучения.

Перспективным направлением в использовании математических методов при оценке результатов обучения является применение NPS-подхода.

Опишем кратко предысторию создания данной методики, которая первоначально связывалась с проблемой измерения удовлетворенности клиентов и с разработкой коэффициента лояльности. Понятие чистого коэффициента лояльности NPS (Net Promoter Score) было введено Ф. Райхельдом.

Автор отмечает, что лояльность клиента является важным фактором успеха компании в бизнесе. Посредством построения тесного взаимодействия между персоналом компании и клиентами удалось сделать успешными многие компании. Результаты исследований показывают, что с успешностью компании в наибольшей степени коррелирует не просто лояльность клиентов, а ответ на единственный вопрос: «Порекомендует ли клиент компанию своим друзьям и знакомым?». Такая рекомендация является наилучшим индикатором лояльности и позволяет рассматривать клиента не просто как лояльного, а активно лояльного.

В зависимости от ответа на ключевой вопрос - вопрос о рекомендации компании — клиенты разбиваются на три группы: детракторы (Detractors) — противники компании, оценившие вероятность рекомендации как очень низкую; промоутеры (Promoters) - клиенты, оценившие вероятность рекомендации как очень высокую; нейтралы (Passives) - пассивные клиенты, оценившие вероятность рекомендации как среднюю. Появляющаяся таким образом шкала называется шкалой чистого индекса промоутеров (Net Promoter Score - NPS). Исследования показывают, что во многих отраслях индустрии (финансовые услуги, телефония, персональные компьютеры, автострахование, провайдеры Интернет-услуг) наблюдается большая степень корреляции между уровнем роста и развития компании и долей промоутеров, т.е. клиентов, активно рекомендующих компанию.

В качестве метрического коэффициента NPS, характеризующего лояльность, традиционно рассматривают разность между долей промоутеров и долей детракторов. Вводится специальная числовая шкала для разделения трех категорий клиентов. В вопросе клиенту предлагается оценить вероятность рекомендации компании своим знакомым по шкале от 0 до 10. При этом, например, клиент, оценивший вероятность рекомендации от 0 до 6 баллов, рассматривается как детрак-тор, от 7 до 8 баллов - как нейтрал, от 9 до 10 баллов - как промоутер.

Коэффициент NPS можно использовать также как внешний показатель положения компании на рынке. Происходит оценка конкурентов и определение места компании относительно рынка в целом и каждого из выбранных конкурентов в частности. Результаты показали, что имеется явное соответствие между NPS и средним уровнем роста компании. Таким образом, из обыкновенного мониторинга NPS превращается в реальный инструмент повышения качества обслуживания клиентов. Примеры использования NPS -подхода в основном относятся к сфере бизнеса, но отмечается, что «предлагаемая система измерения может быть использована самыми разными организациями, начиная со школ, больниц, благотворительных организаций и заканчивая государственными предприятиями и организациями» [5].

Применение NPS подхода к решению проблем в образовательной сфере предполагает модернизацию этого подхода с учетом специфики образовательной системы. В данной статье рассматриваются возможности использования подхода для оценки качества обучения. Построение NPS-технологии начинается с разработки ключевого вопроса. Во-первых, ключевой вопрос составляется в соответствии с целями и задачами обучения, во-вторых, он должен быть достаточно простым и понятным, в-третьих, ответы на него должны допускать возможность интерпретации в терминах некоторой числовой шкалы. Приведем пример ключевого вопроса. В разрабатываемой автором экспериментальной модели обучения высшей математике студентов наукоемких технических направлений для оценки качества обучения и эффективности предлагаемой модели проводится опрос учащихся и его обработка по NPS -технологии. В качестве ключевого вопроса анкеты предлагается следующий: «Порекомендуете ли Вы своим друзьям и знакомым обучение высшей математике на основе системно-деятельностной технологии?». Отдельно предлагается аргументировать свой ответ. При этом в качестве группы опрашиваемых могут выступать как студенты, так и выпускники высшего учебного заведения. Отметим, что опрос может проводиться и среди школьников.

Следующим моментом в разработке NPS -технологии является создание адекватной числовой шкалы и ее интерпретация. Наиболее простым вариантом является использование уже описанной выше шкалы. При этом возникают следующие вопросы. Прежде всего, насколько правильно выбрано разбиение на группы: от 0 до 6 — детракторы, от 7 до 8 — нейтралы, от 9 до 10 -промоутеры? В рамках данной шкалы близкие ответы опрашиваемых часто оказываются в разных группах (например, человек, поставивший при ответе на ключевой вопрос 8 баллов, относится к группе нейтралов, а 9 - уже соответствует промоутерам). Если такая ситуация не устраивает исследователя, то возникает вопрос о «сглаживании» шкалы без изменения ответов и усложнения их интерпретации. Наконец, актуальной задачей является разработка методики оценки надежности результата, получаемого по NPS-технологии. Здесь важно знать, насколько сильно изменится NPS, если к группе опрашиваемых добавить еще несколько человек, насколько большой должна быть группа опрашиваемых, чтобы получить значение NPS с заданной точностью, как можно сравнивать значения NPS, полученные при опросах в различные моменты времени одной и той же категории опрашиваемых, отличающейся, возможно, только численностью.

В целях совершенствования методики использования NPS в педагогических исследованиях потребовалось осуществить некоторую формализацию и построить обобщения.

NPS - это случайная величина, а результат измерения - это оценка этой случайной величины. Введем более строгое, в отличие от традиционного подхода, определение этого коэффициента, связанное с понятием вероятности, а не доли. В качестве генеральной совокупности будем рассматривать множество всех учащихся, задействованных в рассматриваемой модели обучения. Вероятность появления промоутера определяется как отношение числа промоутеров во всей генеральной совокупности к объему всей генеральной совокупности. Аналогично вводится понятие вероятности появления нейтрала и детрактора.

Определение. Коэффициентом NPS будем называть разность между вероятностью появления промоутера и детрактора.

Таким образом, традиционное определение коэффициента NPS как разницы между долей промоутеров и детракторов среди общего количества опрошенных клиентов в рамках данного подхода надо рассматривать как способ получения оценки для коэффициента NPS. Можно показать, что это несмещенная и состоятельная оценка.

Оценку для коэффициента NPS удобно представлять в виде суммы независимых и одинаково распределенных случайных величин. Введем семейство полиномиально распределенных случайных величин, которые определяются равенствами: случайная величина равна единице, если опрошенный клиент — промоутер; соответственно, равна минус единице, если опрошенный клиент — детрактор, и равна нулю, если опрошенный клиент - нейтрал.

Тогда оценка NPS может быть записана как выборочное среднее значение (выборочный момент 1-го порядка) этого семейства полиномиально распределенных случайных величин. Такой взгляд позволяет построить обобщенное понятие NPS. Будем приписывать каждой оценке от 0 до 10, полученной в результате опроса, некоторое число (вес) в промежутке от -1 до 1. Таким образом, традиционный подход, когда оценкам от 0 до 6 соответствует вес «минус единица», оценкам от 7 до 8 — «нуль », а оценкам от 9 до 10 — «единица », является частным случаем. Введение промежуточных весов позволяет сгладить оценочную шкалу, т.е. решить ранее обозначенную проблему. При этом такой подход не усложняет вычисления.

Интерпретация NPS в виде выборочного среднего значения позволяет при анализе и, в частности, при построении доверительного интервала для коэффициента MPS использовать нормальную аппроксимацию для суммы большого числа случайных величин. Отметим, что для большинства практических приложений аппроксимация с помощью нормального распределения приводит к хорошим оценкам. Согласно центральной предельной теореме сумма достаточно большого числа случайных величин, а следовательно, и среднее значение нормально распределены даже тогда, когда слагаемые распределены не нормально. Распределение средних значений случайных выборок хорошо изучено в теории вероятностей. Было доказано, что для любой совокупности с конечным средним квадратическим отклонением распределение выборочного среднего значения стремится к нормальному распределению при увеличении объёма выборки [7].

При анализе NPS в случае конечной генеральной совокупности используются подходы и результаты из работ У. Кокрена и Г. Шварца [8, 9]. Доверительный интервал строится следующим образом. Центр доверительного интервала совпадает с оценкой NPS, а его длина определяется как произведение квадратного корня из выборочной дисперсии, квантили нормального распределения, соответствующей заданной доверительной вероятности, деленное на квадратный корень из объема выборки. В случае конечной генеральной совокупности нужно еще ввести корректирующий множитель, определяемый по доле выборки.

На основе вышеизложенного предлагается следующий алгоритм обработки результатов анкетирования по ключевому вопросу:

1) тип опрашиваемого субъекта (промоутеры, нейтралы, детракторы);

2) уровень рекомендации (балльная шкала от 0 до 10);

3) распределение опрошенных в зависимости от ответа по категориям (детракторы, нейтралы и промоутеры) во времени по результатам нескольких опросов (например, по неделям, семестрам, курсам);

4) доля промоутеров, нейтралов, детракторов;

5) оценка NPS;

6) точность;

7) нижняя граница доверительного интервала NPS;

8) верхняя граница доверительного интервала NPS;

9) динамика NPS (рост или падение, например, по неделям, семестрам, курсам);

10) рекомендации (коррекция обучения, аргументация эффективности модели обучения).

Обычно проведение статистических опросов и их последующая обработка занимают много времени и являются дорогостоящим мероприятием. Применение NPS -технологии существенно экономит ресурсы. Программа вычисления NPS и границ доверительного интервала достаточно проста, а результатом ее выполнения является описание динамики NPS. Именно изменения данного коэффициента позволяют связать количественные данные о результатах обучения с его качественными характеристиками, быстро оценить ситуацию и внести коррективы. Фактически данная технология позволяет проводить оценку качества обучения в режиме реального времени. Применение NPS -технологии к оценке результатов обучения существенно снижает уровень субъективности, активизирует контрольно-коррекционную функцию, дает наглядную картину продуктивности обучения и решает вопрос «обратной связи».
 
По материалам журнала "Высшее образование в России"

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...