Мнение о недостаточности образования родителей к делу воспитания своих детей разделяли представители различного общественного положения, самых разных партий и направлений, как профессионалы-педагоги, так и частные лица. Яркую картину нарисовал известный деятель просвещения того времени Н.В. Казмин. «У нас нет среды, где прививались разумные педагогические взгляды, давались бы хоть общие знания надежных основ воспитания. Поэтому особенно трудна задача семьи – поставить воспитание на новых разумных основаниях, и часто приходится ей бродить ощупью, действовать наугад, быть непоследовательностью»
Одним из основных настроений современного родителя, вдумчиво и серьезно относящейся к своим обязанностям, является настроение, вызванное сознанием своей неподготовленности к делу воспитания своих детей.
Образование родителей должно было быть осознано как общественная деятельность, требующая не только призвания, таланта, но и солидной научной подготовки, систематической и напряженной работы. В начале ХХ в. эта проблема была поставлена на повестку дня самой жизнью. Об этом свидетельствуют материалы Всероссийского женского съезда.
На рубеже веков по частной инициативе открылись многочисленные курсы по подготовке специалистов для воспитания детей дошкольного возраста. Это прежде всего курсы при фребелевских обществах в разных городах страны , занимавшиеся подготовкой слушательниц к работе с детьми дошкольного возраста по системе Ф. Фребеля.
Просветительской деятельностью, подготовкой образованных родителей занимался Петербургский родительский кружок, который в народе называли «школой для родителей». Это необычное – по своему характеру, кругу деятельности, программе занятий – учреждение, первое в своем роде не только в России, но и во всем мире, просуществовало более 30 лет и было закрыто после революции.
Образование родителей здесь проходило путем свободного обмена мнениями с педагогами, врачами и воспитателями-практиками по вопросам дошкольного воспитания, обсуждениям ошибок допускаемых в духовном, умственном и физическом развитии детей.
Все принципы образования родителей опирались на идею создания такой системы, в которой бы сочетались теоретическая, методическая и практическая составляющие подготовки воспитателей. Считалось, что курсы могут и должны знакомить слушателей со всем тем, что признавалось в то время последним словом в дошкольной педагогике и методике. Кроме того, они в обязательном порядке включали педагогическую практику с детьми раннего и дошкольного возраста.
|