Основополагающим элементом, определяющим направления развития российской системы высшего профессионального образования, включая и заочное высшее экономическое образование, является Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Новые стандарты должны не только открыть новый путь для интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, но и обеспечить тесную связь системы образования с рынком труда, создать условия для ее эффективного взаимодействия с работодателями и профессиональными сообществами. Идет процесс создания нового инструментария, который будет понятен как представителям зарубежных университетов, так и участникам отечественного рынка образовательных услуг. Этот язык будет призван связать мир образования и науки с миром экономики и производства и сделать процесс подготовки специалиста более открытым и прозрачным для общества. В России существуют специфические особенности, которые связаны с большими территориальными размерами страны. Большинство крупных и ведущих вузов расположены в европейской части страны и это обуславливает актуальность высшего заочного экономического образования.
Обучение является наиболее распространенным процессом управляемого усвоения объективизированного опыта человечества. Тем не мене до сих пор отсутствует единая концепция, объясняющая, почему и как происходит усвоение объективизированного опыта человечества конкретным индивидом, как у студента (ученика) возникают знания, и происходит его развитие. Система работы преподавателя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании студента (ученика) отражение и преломление того, что они воспринимают в ходе учебного процесса.
О целесообразности деятельностного подхода к проблемам заочного высшего экономического образования написано уже много. Но чаще всего это остается и ограничивается пока декларацией.
Содержание и цель обучения существенно пояснил П.Я. Гальперин: «Состороны учащегося процесс учения представляет собой непрерывную цепь действий: слушать и понимать, читать и писать, считать, складывать и вычитать, производить грамматический, математический, исторический анализ и т. д. - все это разные действия: умственные, перцептивные, речевые, физические. Эти действия составляют непосредственный предмет обучения и значительную часть учебных предметов (в высшей школе – учебных дисциплин); другую их часть составляют представления и понятия, которые тоже нужно понять, усвоить, применить, т. е. тоже или получить с помощью разных действий, или включить в разные действия, без чего они не могут не быть, ни быть представлены». Данное высказывание особенно актуально для заочного образования, так работающие студенты многие процессы знают из жизни и им с одной стороны легче воспринимать изучаемый материал, а с другой стороны не хватает времени, так как приходится «зарабатывать на жизнь». Заочное высшее экономическое образование создает условия для становления прочных навыков безошибочного выполнения операций (умственных действий).
|