Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Что нового в высшем образовании
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

О нас пишут


Дополнительное профессиональное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЯЗЕМСКОМ ФИЛИАЛЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНУДСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Л. В. Бармашова
Директор филиала Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме
Внедрение во все области современной жизни новых экономических отношений оказывает мощное влияние на многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это влияние, в том числе, проявляется и в сфере образования, заставляя сегодняшних руководителей этой отрасли разрабатывать и внедрять в жизнь качественно новые (для нашей страны) концепции современного вуза и его места в общественно-политической и экономической жизни. Одной из таких концепций, получающей в последние годы всё большее распространение, является смещение акцента в деятельности отечественной высшей школы в сторону переподготовки и переквалификации специалистов.
В качестве подтверждения этому можно привести выдержку из выступления А.В. Починка, прозвучавшего на расширенном заседании министерства в мае нынешнего года: "Проведённый анализ сегодняшнего состояния рынка трудовых ресурсов показывает катастрофическое несоответствие между реальными потребностями экономики страны и подготовкой дипломированных специалистов.
Если нынешняя система выпуска сохранится, то через 3-4 года многим сегодняшним выпускникам придётся либо переучиваться, либо искать себе новую работу. Соотношение между количеством выпускников вузов по некоторым специальностям и социальным заказом на эти специальности, их востребованность мало учитывается как при наборе абитуриентов в институты, так и в определении содержания их обучения". И далее: "Таким образом, для нашего вузовского образования на первый план выходит уже не задача подготовки новых специалистов, а повышение квалификации и переподготовка уже существующих". Это заявление хотя и не бесспорно, но звучит как программное.
Ситуация на рынке труда складывается таким образом и изменяется настолько быстро, что эффективность работы любого вуза напрямую зависит от того, насколько оперативно он реагирует на её изменение. И это главнейшая из причин для того, чтобы развивать и совершенствовать различные формы дополнительного профессионального образования, но не единственная. Можно выделить, по меньшей мере, ещё три объективно сложившихся причины, побуждающие российские вузы активизировать работу в этом направлении.
Причина первая. Глобальные перемены в нашей экономике и связанные с ними социально-политические процессы привели в последние 10-15 лет к тому, что очень многие работники поменяли, в силу различных обстоятельств, свою профессию. В процентном отношении от общего числа работающих граждан эта категория очень велика - до 35 % (!) - по оценкам правительственной экспертной комиссии. Естественно, значительная часть таких людей (да и их работодателей) заинтересована в получении документа, подтверждающего их право работать по новой специальности. А значит, это колоссальный ресурс для приложения профессиональной деятельности наших вузов. Добавим также, что этот ресурс будет постоянно восполняться как благодаря появлению новых специальностей, так и за счёт изменения конъюнктуры на рынке труда.
На первый план выходит уже не задача подготовки новых специалистов, а повышение квалификации и переподготовка уже существующих.
Причина вторая. Кардинальные перемены в экономике неразрывно связаны с большими изменениями в сфере управления - в самом широком смысле этого слова. Качественно новый подход к основным принципам менеджмента вынуждает руководителей различного уровня, которые искренне заинтересованы в успешной деятельности своих предприятий, организаций и учреждений, повышать свои знания в этом направлении. Кроме того, серьёзное влияние на изменения в системе менеджмента имеет интенсивное внедрение в этой системе информационных технологий. Одновременно с вышеуказанными коренными переменами в сфере экономических отношений Россия переживает период тотальной информатизации, охватывающей все аспекты общественной жизни. Было бы противоестественно, если бы эти два явления, одновременно развивающиеся в нашей стране, не имели бы глубокой и разносторонней связи. Традиционно планирование экономики и управление ею были связаны с необходимостью оперативной обработки большого объёма информации весьма специфического и разнородного характера. Поэтому внедрение в область управления экономикой современных информационных технологий имеет актуальное значение. Оказать помощь современно мыслящим руководителям в получении соответствующих знаний - вот ещё одна услуга, которую могут и должны предлагать отечественные вузы в современных условиях. Причина третья. Известно, что в современных промышленно развитых странах с рыночной экономикой особенно востребованы специалисты, работающие, что называется, "на стыке" двух и более профессий. Например, компьютерные дизайнеры, или конструкторы-программисты, или биохимики. Но если в других странах данная тенденция давно учитывается системой образования, и институты обучают готовых специалистов по подобным направлениям, то у нас этот процесс ещё только начинается. Таким образом, чтобы обучиться интересной, престижной и материально выгодной профессии, человеку приходится получать два высших образования, либо в дополнение к основному образованию проходить серьёзную дополнительную переподготовку. В том числе, разумеется, на коммерческой основе. Поэтому работа с указанной категорией граждан также является привлекательной сферой приложения профессиональной деятельности российских вузов в ближайший период.
Подводя итог всему сказанному, следует сделать однозначный вывод - организация работы по переподготовке и переквалификации специалистов является важнейшей составляющей образовательной деятельности современного вуза.
В Вяземском филиале Московского государственного индустриального университета данному направлению работы уделяется традиционно большое внимание. На протяжении последних пяти лет в составе филиала работает факультет дополнительного профессионального образования. При его создании главной целью являлось предоставление студентам филиала возможности получения дополнительного профессионального образования. Кроме того, это структурное подразделение изначально выполняло работу по предоставлению всевозможных дополнительных образовательных услуг (например, таких как изучение иностранных языков) для всех желающих. Однако довольно скоро возникла необходимость существенно корректировать основные направления работы факультета. Постепенно главным содержанием работы факультета дополнительного профессионального образования стала именно переподготовка и переквалификация специалистов.
Если обратиться к истории создания в городе Вязьма филиала Московского Государственного индустриального университета, то следует сделать вывод, что его появление было обусловлено объективной необходимостью, существовавшей потребностью общества в наличии высшего учебного заведения подобного профиля. Не секрет, что в первой половине девяностых годов на рынке образовательных услуг сложилась достаточно специфическая конъюнктура. Популярные и современные, но не всегда реально востребованные специальности из области юриспруденции, экономики, менеджмента и информационных технологий доминировали на этом рынке. Возникавшие в те годы в городе филиалы московских и смоленских вузов ориентировались, в первую очередь, на подготовку специалистов именно в этих сферах, небезосновательно полагая, что это наиболее эффективный путь к завоеванию местного рынка образовательных услуг и привлечения наибольшего количества абитуриентов. Естественным результатом такой политики стал резкий дисбаланс на рынке труда в результате перепроизводства специалистов вышеуказанных профессий. Итогом этого стало значительное уменьшение интереса к данным специальностям и падение их престижа в глазах общественности. Этому способствовал также весьма низкий уровень качества предоставляемого образования.
В современных промышленно развитых странах особенно востребованы специалисты, работающие "на стыке" двух и более профессий.
Традиционно, город Вязьма являлся развитым по региональным меркам промышленным центром, и в нём всегда были востребованы специалисты инженерно-технического профиля. Наличие нескольких промышленных предприятий федерального уровня, а также крупнейшего железнодорожного узла обуславливали устойчивый спрос на этих специалистов. С началом перевода отечественной экономики на рыночные отношения местная промышленность переживала существенные трудности известного характера, вызвавшие массовый отток с промышленных предприятий персонала низшего звена и ИТР. Однако, начиная с середины 90-х годов и, особенно, в последнее время (2002-2004 годы) экономика Смоленской области переживает значительный подъём. Область занимает четвёртое место в Центральном Федеральном Округе по темпам экономического развития, а по уровню инвестиций (в том числе, иностранных) - второе место. Промышленность города Вязьмы также сейчас переживает период возрождения, причём это касается не только предприятий старых, существовавших ранее, но и вновь созданных малых и средних предприятий. Всё это стимулировало на рынке труда резкое повышение спроса на представителей технических специальностей с высшим образованием. При этом, однако, в условиях формирования новых экономических отношений значительно изменился уровень и характер требований, предъявляемых работодателями к этим специалистам. От них теперь требовалось не только доскональное знание артикулированной в дипломе специальности, но и знакомство с началами экономики и права, с современными информационными технологиями. Причём аналогичная ситуация сложилась по всей Смоленской области (впрочем, как и по всей России). Единственный существовавший на то время технический вуз - Смоленский филиал Московского Энергетического Института, естественно, никак не мог удовлетворить потребности в специалистах. Уроженцы Смоленской области, обучавшиеся в вузах Москвы и Санкт - Петербурга, в большинстве своём там и оставались. Таким образом, момент для создания в городе Вязьме филиала технического вуза был выбран чрезвычайно удачно.
Время показало, что появление ВФ МГИУ действительно оказалось своевременным. С момента его возникновения и по настоящий день одним из важнейших направлений работы филиала является сбор и обобщение информации о состоянии и тенденциях местного и регионального рынка труда. Анализ этой информации ложится в основу планирования деятельности филиала, формирования стратегии его дальнейшего развития. Краеугольным камнем в основе этого направления деятельности является тесное и взаимовыгодное сотрудничество руководства филиала с местной администрацией. Информация о состоянии рынка труда, о конкретных запросах работодателей поступает из нескольких источников. Во-первых, из городской администрации, которая располагает наиболее полными и достоверными сведениями по этому вопросу. Вторым источником подобной информации следует назвать городской Центр занятости населения, который также постоянно проводит исследования в данном направлении. В-третьих, и в главных, это информация, что называется, из первых рук, то есть полученная непосредственно от руководителей тех предприятий и учреждений города и региона, с которыми у руководства филиала установлен тесный контакт. Разумеется, это в первую очередь, предприятия, профиль которых соответствует специализации филиала, то есть автопредприятия и учреждения финансовой сферы. Практически на постоянной основе существует связь между филиалом и такими организациями и предприятиями, как ОАО "Автоколонна 1134", муниципальное предприятие "Автобаза 1459", Вяземское отделение Сбербанка РФ. Отношения эти отражены в ряде договоров, заключённых в рамках хоздоговорной деятельности филиала.
Результатом этих двусторонних контактов является то, что соответствующие структурные подразделения ВФ МГИУ обладают исчерпывающей информацией о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон и могут чётко сформулировать критерии подготовки специалистов для каждого конкретного предприятия.
Естественно, специалисты филиала внимательно отслеживают результаты работы других высших учебных заведений, в первую очередь региональных, а также отраслевых со схожей специализацией. Опыт деятельности других вузов обобщается, анализируется и используется для улучшения работы ВФ МГИУ. Сопоставляя показатели своей деятельности с аналогичными показателями конкурентов, руководство филиала вырабатывает стратегическую линию развития филиала, которая бы позволила ему занять достойное место среди технических вузов региона и всей страны. Понятное в эпоху тотальных рыночных преобразований стремление к завоеванию конкурентоспособной позиции на рынке образовательных услуг подкрепляется для ВФ МГИУ чрезвычайно удачной конъюнктурной ситуацией.
Это выражается, во-первых, в устойчивом росте потребности в специалистах инженерно-технического профиля, во-вторых, в достаточно удобном географическом положении. В частности, в Смоленской области и граничащих с ней областях (за исключением Москвы) отсутствуют вузы данного профиля. Стоит также добавить, что головной вуз по итогам последних трёх лет входит в состав шестидесяти лучших вузов Российской Федерации (согласно рейтингу Министерства образования РФ) и претендует на то, чтобы в ближайшее время войти в десятку лучших.
Промышленность города Вязьмы переживает период возрождения, это касается не только предприятий, существовавших ранее, но и вновь созданных малых и средних предприятий.
В настоящее время на факультете дополнительного профессионального образования реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: проведение профессиональной переподготовки для получения права ведения профессиональной деятельности в области менеджмента, бухгалтерского учета, анализа и аудита, прикладной информатики в экономике, обучение работе на ПЭВМ с использованием различных прикладных программ, а также изучение иностранных языков.
У работников, связанных, прежде всего, с экономикой и бухгалтерией, наибольшим спросом пользуются такие направления, как "Бухгалтерский учет для предприятий малого и среднего бизнеса", "Бухгалтерский учет в промышленности, налоги и налогообложение", "1-С бухгалтерия" и т.п. По окончании курсов слушатели получают удостоверение или свидетельство государственного образца о повышении квалификации (в зависимости от количества часов аудиторной нагрузки). Причём, номенклатура проводимых курсов периодически корректируется с учётом изменений, возникающих на рынке труда в городе и регионе.
Преподаватели и сотрудники филиала накопили достаточный опыт в плане подготовки и проведения компьютерных курсов различной направленности: "Оператор ПЭВМ со знанием верстки и дизайна", "Оператор ПЭВМ в среде Windows и приложениях MS Office", "Работа в Internet", "Системный администратор", "Изучение современных компьютерных технологий". Эти курсы имеют возможность вполне удовлетворить потребности обучающихся в приобретении знаний в области информатики и смежных с ней специальностей, поскольку филиал обладает современными компьютерными технологиями и программным обеспечением, свободным доступом к ресурсам сети Интернет.
Что касается контингента, обучающегося на наших курсах, то он весьма разнообразен. Прежде всего, разумеется, это работающие жители города Вязьмы и района. Но курсы привлекают также и наших студентов, равно как и студентов других учебных заведений Вязьмы. Достаточно много среди них иногородних, так что сейчас оперативно решается вопрос о работе факультета дополнительного образования в режиме дистанционного обучения.
Преподаватели, которые работают на курсах, имеют соответствующую квалификацию, подтверждённую сертификатами и удостоверениями. Причём, наряду с использованием в работе курсов наших штатных преподавателей мы активно привлекаем ведущих практикующих специалистов города Вязьмы.
Все курсы полностью обеспечены как методически, так и материально: рабочими программами, учебниками, компьютерными программами, методическими пособиями, раздаточным материалом, ТСО.
Факультет дополнительного образования работает круглый год, в том числе и в период летних каникул на дневном отделении филиала.
Понятное в эпоху тотальных рыночных преобразований стремление к завоеванию конкурентоспособной позиции на рынке образовательных услуг подкрепляется удачной конъюнктурной ситуацией.
На постоянной основе осуществляются контакты с руководителями предприятий города и района, направленные на привлечение работников этих предприятий на проводимые филиалом курсы по переподготовке и повышению квалификации.
Филиалу было поручено организовать и провести обучение на курсах повышения квалификации административно-управленческих кадров учреждений профессионального образования в области информационных технологий. Подготовка проводилась для руководителей и администрации ведомственных и профессиональных учебных заведений (институтов, техникумов, колледжей).
С прошлого года при филиале были организованы курсы дизайна ландшафта, дизайна интерьера, графического дизайна, а также живописи и рисунка на компьютере. Обучение проводилось с использованием специальных прикладных компьютерных программ. Еще одно направление курсов по прикладному искусству находится в стадии разработки. К работе на этих курсах мы привлекаем преподавателей художественной школы.
В настоящее время филиал работает над организацией новых направлений курсов инженерно-технического направления. Планируется, что базой для их проведения станет действующий при филиале на постоянной основе клуб "Автомобилист".
Разумеется, работа, которую филиал поводит по организации курсов, выгодна не только городу, но и самому филиалу. Все курсы проводятся на коммерческой основе, и заработанные средства составляют существенную долю доходной части бюджета филиала.
Но кроме прямой материальной выгоды, есть и другой аспект, не менее важный в смысле перспектив дальнейшего развития нашего вуза. Речь идёт о создании в городе и регионе привлекательного для потенциальных клиентов образа нашего учебного заведения. И одним из залогов его успешного будущего является систематическая и серьёзная работа, которая ведётся коллективом филиала в области дополнительного образования.
 
Дополнительное профессиональное образование / № 7[11] 2004.
Стр. 13.
 
 
 


подробнее...
 
 


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 3738 

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...