Профессиональный интерес к кредитной технологии обучения вузы Кыргызстана проявили в середине 90-х годов прошлого века. Инициатором внедрения новой технологии стал Международный университет Кыргызстана (МУК). Именно здесь в 1994 г. был разработан план поэтапного освоения вузами Кыргызстана кредитной технологии обучения. На первом этапе основное внимание было уделено обсуждению вопроса о целесообразности и последствиях замены академического часа как основного инструмента измерения трудоемкости освоения образовательно-профессиональных программ кредит - часом. Важно было установить различие между кредит-часами, в которых измеряется трудоемкость учебной работы и академические успехи студентов в университетах США, и кредитными часами, принятыми в университетах Европы. В итоге было принято решение последовать практике европейских университетов, поскольку нельзя было допустить выпадения высшего образования Кыргызстана из европейской образовательной парадигмы с ее традициями и культурными ценностями, близкими и понятными для населения республики.
Вторым этапом на пути освоения кредитной технологии стало убеждение профессорско-преподавательского состава в необходимости перехода на новую единицу и принципы измерения трудоемкости учебных дисциплин. Сопротивление нововведениям первоначально росло по мере того, как приходило понимание, что проводимая замена не является механической операцией по переходу с одних метрических единиц на другие, а требует пересмотра принципов организации учебного процесса и перестройки взаимоотношений между преподавателями и студентами. В целях преодоления психолого-педагогической оппозиции среди преподавателей и разъяснения преимуществ измерения трудоемкости учебной работы студентов в новых единицах были разработаны переходные базовые учебные планы, в которых трудоемкость изучения дисциплин указывалась одновременно в академических и в кредитных часах (1 кредит = 36 академическим часам). Впоследствии на их основе были созданы рабочие учебные планы, в которых все учебные дисциплины были распределены по модулям с указанием последовательности и обязательности их изучения, а также регламентировалось соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов в пределах кредитных часов, отведенных на изучение каждой учебной дисциплины.
На следующем этапе необходимо было решить вопрос о соотношении лекционных, семинарско-лабораторно-практических часов, отводимых на изучение учебного предмета, и самостоятельной работы студента (СРС). Это наиболее болезненный вопрос, так как он связан с учебными нагрузками преподавателей и определением количества штатного профессорско-преподавательского персонала.
Суть проблемы заключалась в том, чтобы для каждой учебной дисциплины с учетом ее специфики определить объем лекционных и лабораторно-практических занятий, который бы обеспечивал качество получаемого студентом образования и одновременно не противоречил интересам преподавателей в получении полноценной учебной нагрузки. При этом в полной мере обнаружилось противоречие между администрацией вуза и профессорско-преподавательским составом. Руководство вуза предложило преподавателям пересмотреть структуру их учебной нагрузки за счет уменьшения часов, отводимых на аудиторные занятия, и увеличения часов, предназначенных для руководства СРС и контроля за текущей успеваемостью студентов. Надо признать, что основной причиной сопротивления нововведениям явилась неготовность части преподавателей организовывать учебный процесс в форме диалога со студентами. Оказалось, что легче всю заранее заготовленную учебную информацию сообщать студентам с кафедры, нежели вместе со студентами выяснять, какие знания для них являются актуальными и представляют практический интерес, какие источники информации они предпочитают, что считают необходимым для своего становления как будущих специалистов.
Понадобилось время, чтобы преподаватели поняли, что в условиях изменения социально-экономического положения студентов, стремительного роста объема информации и непрерывного обновления знаний только лекции и другие виды аудиторных занятий не могут обеспечить должное качество профессионального образования. В результате были предложены новые принципы организации СРС.
Мы исходим из того, что самостоятельность - это способность систематизировать, планировать и регулировать свою деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны руководителя. Поскольку самостоятельность - это черта личности, а личность формируется в деятельности, то для развития самостоятельности необходимо было разработать концепцию самостоятельной работы студентов условиях кредитной технологии обучения. Такая концепция должна была стать базой для решения организационно-методических проблем СРС в практике работы педагогов.
Как показал наш опыт, кредитная технология в первую очередь требует внедрения эффективных форм коммуникаций между преподавателем и студентом, делегирования студентам части полномочий, активизации их роли в образовательном процессе. Поэтому нами был разработан примерный макет рабочей программы, предусматривающий наличие особой ее части, которую мы назвали «Предисловием». Преподаватель должен здесь определить цели v задачи изучения дисциплины, ее назначение в формировании профессиональной компетенции, а также предстартовые требования к изучению учебной дисциплины и ожидаемые результаты ее освоения. Одновременно преподавателям было предложено разделить рабочую программу на модули, каждый из которых имел свое дидактико-логическое завершение. Тем самым был положен конец практике произвольного деления учебной дисциплины на части из соображений удобства текущего контроля.
Таким образом, был сделан шаг к превращению студента из объекта образовательного процесса в субъект с наделением его определенными полномочиями по образованию самого себя, разделением с ним ответственности за результат его деятельности. Была поставлена задача выяснить, имеет ли студент представление о том, какие качества он может или должен приобрести в результате освоения того или иного предмета, понимает ли он, что ему необходимо для этого сделать.
Прежде всё это считалось прерогативой преподавателя и фиксировалось в соответствующих документах, регламентирующих содержание и формы учебного процесса (рабочая программа, индивидуальный план) и предназначенных для администрации вуза и самих преподавателей. В этой ситуации студента можно сравнить с человеком, которого тянут на веревке. Чтобы позволить ему двигаться самостоятельно и сознательно, нужно было как минимум дать ему «план действий». Преподавателям было предложено составить план-проспект учебного предмета, предназначенный именно для студента и имеющий целью помочь ему в организации своей учебной деятельности. Этот документ информирует студента о том, какие качества у него должны быть сформированы в результате освоения данной дисциплины, а также о том, что, как и когда студент должен для этого делать. Использование такого документа позволило сделать шаг от состояния подчиненности студента педагогу к модели равноправного с ним сотрудничества. При этом их отношения становятся четко регламентированными, что, как оказалось, идет на пользу обеим сторонам. План действий определяет начальные (граничные) условия продвижения студента в учебном процессе и дает ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы.
В целях реализации данного плана были сформулированы требования к учебно-методическому пособию для студентов, которое в соответствии с европейской практикой назвали «силлабусом». Профессорско-преподавательский состав после обсуждений и дискуссий пришел к выводу о необходимости создания силлабусов в виде учебно-методического руководства, содержащего основные характеристики изучаемого предмета и одновременно являющегося средством коммуникации между преподавателем и студентом. Силлабус включает краткую аннотацию учебной дисциплины, цели ее изучения, роль в формировании профессиональных компетенций, расписание отчетностей по модулям, условия успешного изучения дисциплины, требования к текущей и итоговой аттестации студентов. Преподавателю предоставлено право включать в силлабус то, что он считает нужным; при этом силлабус должен содержать информацию, которую студенту необходимо знать с самого первого дня изучения курса. При разработке плана-проспекта следует также иметь в виду, что этот документ представляет собой особого рода письменное соглашение между педагогом и студентом о сотрудничестве в освоении учебной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. И еще одно требование: для того чтобы студент прочитал силлабус внимательно, тот должен быть не слишком объемным и написан на доступном для студента языке.
Опыт начального освоения кредитной технологии в МУК стал основой ее распространения в других вузах республики. В результате был создан консорциум из семи ведущих университетов республики, которые согласились сотрудничать в определении содержания профессионального образования и в области повышения мобильности студентов, закрепления за ними права свободного выбора учебного заведения.
Более глубокому пониманию сути кредитной технологии и её практическому внедрению во многом способствовало сотрудничество вузов в образовании консорциума с европейскими университетами в рамках гранта, предоставленного Европейским союзом. Было принято решение о создании Национального бюро координаторов ECTS/DS при Министерстве образования КР. В рамках проекта группой наших авторов под руководством профессора Университета Мендеса Франса (Франция, Гренобль) Пьера Байи разработано руководство по применению Европейской системы накопления и переноса кредитов (ECTS) в вузах Кыргызстана.
Обмен мнениями с европейскими коллегами показал, что главные преимущества кредитной технологии могут проявиться только после серьёзной перестройки учебного процесса, которая предполагает переход к асинхронной организации обучения студентов. Как известно, асинхронное обучение студентов требует отказа от формирования академических групп, сохраняющих постоянный состав в течение всего периода пребывания студентов вузе. Преимуществом асинхронного обучения является осуществление на практике индивидуального подхода к обучению студентов с учетом его возможностей и способностей, что означает право студента определять скорость обучения, сроки пребывания в вузе и в значительной мере содержание своего профессионального обучения. Такая форма организации учебного процесса, несомненно, повышает мотивацию студентов к получению качественного образования.
Однако переходу к такой организации обучения студентов препятствует отсутствие, во-первых, соответствующего нормативно-правового обеспечения, а во-вторых, необходимой психолого-педагогической готовности вузовских кадров, для формирования которых требуется время. Пока же в МУК, как и в других вузах консорциума, внедрение кредитной технологии в первом приближении дало первые положительные результаты. К их числу относятся следующие:
повышение интереса преподавателей и студентов к новым формам самостоятельной работы и усиление её влияния на академические успехи студентов;
повышение внутривузовской мобильности студентов как права распределять своё время по собственному усмотрению;
усиление мотивации студентов к овладению профессиональными компетенциями.
Одновременно кредитная технология, применяемая пока в «урезанном» виде, помогла решить некоторые социальные вопросы. В условиях введенного платного образования студенты, обучающиеся по новой технологии, получили больше возможностей совмещать очное обучение с работой и тем самым зарабатывать средства для оплаты своего образования. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что в периоды структурных преобразований экономики, ликвидации кризисных явлений существенно актуализируется проблема профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленного производства.
Требования к переподготовке специалиста формируются за пределами системы образования. Они исходят из общих экономических, общественных целей государства, потребностей частного бизнеса, а также от самой личности. Для современного промышленного производства, в котором осуществляется глобальная модернизация, профессиональная переподготовка проводится по многозвенной, многоступенчатой траектории.
Преимуществами вводимой сегодня многоуровневой структуры высшего образования являются: реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого; значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда; повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»; свобода выбора траектории обучения и отсутствие тупиковой образовательной ситуации; широкие возможности для последипломного образования; возможность интеграции в мировую образовательную систему.
На сегодняшний день некоторые государства-участники СНГ не могут предоставить гражданам своих стран качественные образовательные услуги в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий, поэтому большим спросом пользуется российское образование, которое обладает такими образовательными ресурсами и сохраняет высокий авторитет в мировом образовательном сообществе.
Специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку и повышение квалификации в высших технических школах России, вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие своих государств, в расширение и укрепление межгосударственных связей и повышают рейтинг и конкурентоспособность российского образования.
В июне-июле 2008 г. группа специалистов МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение образовательных программ, методик, технологий профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий специалистов промышленности, организаций, предпринимателей стран СНГ (на примере республик Белоруссии и Казахстана)» провела социологическое исследование, цель которого - мониторинг рынка труда и востребованности программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий.
Основная рабочая гипотеза: в республиках Белоруссия и Казахстан существует дефицит специалистов высокой квалификации с инженерно-техническим образованием; рынок труда насыщен выпускниками по экономическим и юридическим специальностям; республиканские институты повышения квалификации не справляются с проблемой обеспечения современного производства высококвалифицированными инженерными кадрами.
Была разработана анкета, включающая более 20 показателей, среди которых следует выделить следующие:
влияние современных производственных процессов на трансформации кадровых потребностей;
выявление потребностей в специалистах по таким направлениям, как ракетная и космическая техника и технология; космические и геоинформационные технологии и системы; информационные системы и технологии; биотехнические и медицинские аппараты и системы; менеджмент организаций;
выяснение общественного мнения о качестве образования, получаемого в республиканских технических вузах;
анализ мнения респондентов о переподготовке и повышении квалификации и их отношения к различным уровням подготовки;
анализ рынка труда и востребованности кадров по техническим специальностям;
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации.
Исследование показало, что на сегодняшний день наиболее острую потребность в высококвалифицированных кадрах испытывают такие отрасли экономики, как перерабатывающая промышленность, машиностроение, энергетическая, транспортная и коммуникационная инфраструктура, строительство.
В Казахстане переподготовку специалистов по техническим направлениям осуществляют более 20 вузов. Наиболее востребованными специальностями здесь являются теплоэнергетика, электроэнергетика, радиотехника, электроника, телекоммуникации, современные исследовательские методы анализа нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтехимического синтеза, горное дело, безопасность и охрана труда на предприятиях горной отрасли, современные методы анализа материалов и основы нанотехнологий, экспериментальные методы в инженерной физике, современные технологии и средства переработки сырья и утилизации отходов. Обычно численность слушателей в республиканских центрах профессиональной переподготовки и повышения квалификации варьируется от 40 до 400 человек в зависимости от специальности и возможностей вуза.
Анализ социологических данных, полученных в ходе опроса, позволил уточнить статистические показатели. Подавляющее большинство опрошенных считают, что «дефицит в специалистах высокой квалификации в их организации существует» -так ответили 91% в Казахстане и 87% в Белоруссии. Наши респонденты уверены, что потребность в таких кадрах не полностью удовлетворяется выпускниками республиканских вузов. Наибольшую потребность обе республики испытывают в высококвалифицированных рабочих кадрах (63% в Казахстане и 67% в Белоруссии). На втором месте по численности - специалисты в области промышленной юриспруденции и информационных систем (около 50%). Наименее востребованы экономические специальности (11% в Казахстане, 13% в Белоруссии), что подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что сегодня рынок труда насыщен специалистами в области экономики.
Потребность в специалистах по актуальным направлениям развития рынка труда удовлетворяется собственными учебными заведениями (так считают не менее трех четвертей опрошенных). В целом к вопросу о профессиональной переподготовке респонденты относятся положительно. Многие считают, «что это требование времени, поскольку темпы инноваций на производстве очень высоки и требуют постоянной профессиональной переподготовки специалистов» (совокупный процент по республикам - 31%), хотя это и «обременительно» (58%). Лишь около 11% респондентов в обеих республиках считают, что профессиональной переподготовкой можно пренебречь при наличии хорошего базового образования.
На вопрос о том, какая профессиональная переподготовка для респондента предпочтительнее, получены следующие распределения: большинство опрошенных(63% в Казахстане и 54% в Белоруссии) считают наиболее подходящей для них переподготовку в течение двух семестров (более 500 часов). Вариант «с присвоением квалификации», - а это более 1000 часов в течение четырех семестров, - выбрало вдвое меньшее число респондентов. Повышение квалификации «должно быть постоянным, потому что это требование современного общества », - так считают большинство опрошенных (совокупный процент таких ответов - 78). Повышение квалификации необходимо, поскольку базовое вузовское образование консервативно и требует совершенствования (20%), но можно повышать квалификацию самостоятельно - так считают 6% в Казахстане и 10% в Белоруссии.
Респонденты оценивают подготовку инженерно-технических специалистов в республиканских вузах условно на 4 балла. От 25 до 50% выпускников республиканских вузов работают не по специальности, и профессиональная переподготовка им необходима (так ответили 50% в Казахстане и 46% в Белоруссии).
Сегодня на республиканских предприятиях внедряются различные инновации. Поэтому многим хотелось бы пройти переподготовку или повышение квалификации (84% ответов в Казахстане и 77% в Белоруссии). Приемлемая стоимость за обучение в настоящее время для большинства респондентов составляет от 8 до 26 тыс. рублей, доминируют самые недорогие из предложенных курсов. Проживать потенциальные слушатели хотели бы или в общежитии вуза, или в гостинице, плата за которую входила бы в стоимость обучения. Лишь четверть опрошенных считает, что руководство Республики уделяет достаточно внимания проблеме профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Для совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, по мнению респондентов, необходимо:
создать систему центров на образовательном пространстве СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов (56%);
активно использовать возможности МГТУ им. Н.Э. Баумана - базовой организации государств-участников СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов по новым направлениям развития техники и технологий (44%);
регулярно осуществлять обмен опытом специалистов по новым направлениям развития техники и технологии (совокупный процент - 43,12);
объединить усилия государств-участников СНГ в этом направлении (37%>);
совершенствовать формы и методы обучения (27%);
улучшить качество учебно-методических разработок по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в новых областях развития техники и технологий (11%).
Сегодня профессиональная переподготовка является по преимуществу целевой. Заказчик заинтересован в специалисте определенного уровня, с конкретными знаниями и навыками, а потому должен сам формировать перечень необходимых дисциплин. На наш взгляд, при формировании общего образовательного пространства стран СНГ необходимо учитывать результаты социологических исследований.
По материалам журнала "Высшее образование в России" №8
|