Заочное дистанционное образование
correspondence distance education

с получением государственного диплома
через Internet

Главная Контакты Карта сайта СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Студентам Проверить почту -=СИСТЕМА MOODLE=-

Нормативные документы
Новости
МГИУ, Вяземский филиал
Профессиональное образование (очное обучение)
Очно-заочная форма обучения
Заочное образование
Записаться на дистанционное образование
Второе высшее образование
Дополнительное образование
Консультации о поступлении
Абитуриент
Учебный отдел
Учебный процесс
Кафедра ПИИТ
Кафедра ЕНТД
Кафедра ГСЭД
Кафедра МЭА
Научная деятельность scientific activity
Руководство филиала
Конкурсы, олимпиады
Научное общество 'Феникс'
Международная деятельность
Издательская деятельность
Методическая работа
Студенческие клубы
Финансовая деятельность филиала
Центр трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО МГИУ
Студенческий совет
Общественная жизнь
О нас пишут
Наши выпускники
Отзывы студентов
Библиотека
Успеваемость студентов
Образовательные сайты преподавателей
Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Самообследование
Контакты
Карта сайта
Союз промышленников и предпринимателей г. Вязьмы Смоленской области
Высшее образование в России
Что нового в высшем образовании
Второе высшее образование дистанционно
Дистанционное второе образование
Дополнительное образование дистанционно
Второе экономическое образование дистанционно
Учреждения дополнительного профессионального образования
Второе высшее образование дистанционное обучение
Заочное высшее образование через интернет
Дистанционное образование через интернет
Основы профессионального образования
Заочное высшее образование через интернет
Педагог профессионального образования
Второе высшее юридическое образование дистанционно
Направления дополнительного образования
План работы дополнительного образования
Самообразование в открытой сетевой информационной среде
Видеоконференцсвязь в системе дистанционного образования
Региональная модель непрерывного профессионального образования
Кредитная технология обучения
________________
Проблемы дистанционного образования
Учреждения в дополнительном профессиональном образовании
Второе образование дистанционно
Университет дистанционное образование
Понятие профессионального образования
Повышение качества профессионального образования
Педагогика профессионального образования
Дистанционное образование за рубежом
Методы дистанционного образования
Портал дистанционного образования
Программы дополнительного профессионального образования
Высшее заочное образование в Москве
Роль интернета в образовании
Заочное среднее образование
Программы среднего профессионального образования
Образовательные учреждения начального профессионального образования
Непрерывное профессиональное образование
Cтруктура профессионального образования
Развитие системы профессионального образования
Cистема среднего профессионального образования
Cпециальное профессиональное образование
Дистанционные курсы образование
Факультет дистанционного образования
Дистанционное образование повышение квалификации
Формы дистанционного образования
Основы дистанционного образования
Заочное среднее специальное образование
Дистанционное заочное высшее образование
Педагогическое образование заочно
Заочное высшее техническое образование
Государственное второе высшее образование
Развитие среднего профессионального образования
Виды дистанционного образования
Дистанционное образование бесплатно
Высшее заочное образование вузы
Интернет тестирование в сфере образования
Получить дистанционное образование
Современные тенденции в высшем образовании
Вы нас спрашивали, а мы Вам отвечаем
Современная система образования
Доска объявлений
Города и страны
Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку
Изобретения 2015 года
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

   
 
 

Кредитная технология обучения

Профессиональный интерес к кредитной технологии обучения вузы Кыргызстана проявили в середине 90-х годов прошлого века. Инициатором внедрения новой технологии стал Международный университет Кыргызстана (МУК). Именно здесь в 1994 г. был разработан план поэтапного освоения вузами Кыргызстана кредитной технологии обучения. На первом этапе основное внимание было уделено обсуждению вопроса о целесообразности и последствиях замены академического часа как основного инструмента измерения трудоемкости освоения образовательно-профессиональных программ кредит - часом. Важно было установить различие между кредит-часами, в которых измеряется трудоемкость учебной работы и академические успехи студентов в университетах США, и кредитными часами, принятыми в университетах Европы. В итоге было принято решение последовать практике европейских университетов, поскольку нельзя было допустить выпадения высшего образования Кыргызстана из европейской образовательной парадигмы с ее традициями и культурными ценностями, близкими и понятными для населения республики.

Вторым этапом на пути освоения кредитной технологии стало убеждение профессорско-преподавательского состава в необходимости перехода на новую единицу и принципы измерения трудоемкости учебных дисциплин. Сопротивление нововведениям первоначально росло по мере того, как приходило понимание, что проводимая замена не является механической операцией по переходу с одних метрических единиц на другие, а требует пересмотра принципов организации учебного процесса и перестройки взаимоотношений между преподавателями и студентами. В целях преодоления психолого-педагогической оппозиции среди преподавателей и разъяснения преимуществ измерения трудоемкости учебной работы студентов в новых единицах были разработаны переходные базовые учебные планы, в которых трудоемкость изучения дисциплин указывалась одновременно в академических и в кредитных часах (1 кредит = 36 академическим часам). Впоследствии на их основе были созданы рабочие учебные планы, в которых все учебные дисциплины были распределены по модулям с указанием последовательности и обязательности их изучения, а также регламентировалось соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов в пределах кредитных часов, отведенных на изучение каждой учебной дисциплины.

На следующем этапе необходимо было решить вопрос о соотношении лекционных, семинарско-лабораторно-практических часов, отводимых на изучение учебного предмета, и самостоятельной работы студента (СРС). Это наиболее болезненный вопрос, так как он связан с учебными нагрузками преподавателей и определением количества штатного профессорско-преподавательского персонала.

Суть проблемы заключалась в том, чтобы для каждой учебной дисциплины с учетом ее специфики определить объем лекционных и лабораторно-практических занятий, который бы обеспечивал качество получаемого студентом образования и одновременно не противоречил интересам преподавателей в получении полноценной учебной нагрузки. При этом в полной мере обнаружилось противоречие между администрацией вуза и профессорско-преподавательским составом. Руководство вуза предложило преподавателям пересмотреть структуру их учебной нагрузки за счет уменьшения часов, отводимых на аудиторные занятия, и увеличения часов, предназначенных для руководства СРС и контроля за текущей успеваемостью студентов. Надо признать, что основной причиной сопротивления нововведениям явилась неготовность части преподавателей организовывать учебный процесс в форме диалога со студентами. Оказалось, что легче всю заранее заготовленную учебную информацию сообщать студентам с кафедры, нежели вместе со студентами выяснять, какие знания для них являются актуальными и представляют практический интерес, какие источники информации они предпочитают, что считают необходимым для своего становления как будущих специалистов.

Понадобилось время, чтобы преподаватели поняли, что в условиях изменения социально-экономического положения студентов, стремительного роста объема информации и непрерывного обновления знаний только лекции и другие виды аудиторных занятий не могут обеспечить должное качество профессионального образования. В результате были предложены новые принципы организации СРС.

Мы исходим из того, что самостоятельность - это способность систематизировать, планировать и регулировать свою деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны руководителя. Поскольку самостоятельность - это черта личности, а личность формируется в деятельности, то для развития самостоятельности необходимо было разработать концепцию самостоятельной работы студентов условиях кредитной технологии обучения. Такая концепция должна была стать базой для решения организационно-методических проблем СРС в практике работы педагогов.

Как показал наш опыт, кредитная технология в первую очередь требует внедрения эффективных форм коммуникаций между преподавателем и студентом, делегирования студентам части полномочий, активизации их роли в образовательном процессе. Поэтому нами был разработан примерный макет рабочей программы, предусматривающий наличие особой ее части, которую мы назвали «Предисловием». Преподаватель должен здесь определить цели v задачи изучения дисциплины, ее назначение в формировании профессиональной компетенции, а также предстартовые требования к изучению учебной дисциплины и ожидаемые результаты ее освоения. Одновременно преподавателям было предложено разделить рабочую программу на модули, каждый из которых имел свое дидактико-логическое завершение. Тем самым был положен конец практике произвольного деления учебной дисциплины на части из соображений удобства текущего контроля.

Таким образом, был сделан шаг к превращению студента из объекта образовательного процесса в субъект с наделением его определенными полномочиями по образованию самого себя, разделением с ним ответственности за результат его деятельности. Была поставлена задача выяснить, имеет ли студент представление о том, какие качества он может или должен приобрести в результате освоения того или иного предмета, понимает ли он, что ему необходимо для этого сделать.

Прежде всё это считалось прерогативой преподавателя и фиксировалось в соответствующих документах, регламентирующих содержание и формы учебного процесса (рабочая программа, индивидуальный план) и предназначенных для администрации вуза и самих преподавателей. В этой ситуации студента можно сравнить с человеком, которого тянут на веревке. Чтобы позволить ему двигаться самостоятельно и сознательно, нужно было как минимум дать ему «план действий». Преподавателям было предложено составить план-проспект учебного предмета, предназначенный именно для студента и имеющий целью помочь ему в организации своей учебной деятельности. Этот документ информирует студента о том, какие качества у него должны быть сформированы в результате освоения данной дисциплины, а также о том, что, как и когда студент должен для этого делать. Использование такого документа позволило сделать шаг от состояния подчиненности студента педагогу к модели равноправного с ним сотрудничества. При этом их отношения становятся четко регламентированными, что, как оказалось, идет на пользу обеим сторонам. План действий определяет начальные (граничные) условия продвижения студента в учебном процессе и дает ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы.

В целях реализации данного плана были сформулированы требования к учебно-методическому пособию для студентов, которое в соответствии с европейской практикой назвали «силлабусом». Профессорско-преподавательский состав после обсуждений и дискуссий пришел к выводу о необходимости создания силлабусов в виде учебно-методического руководства, содержащего основные характеристики изучаемого предмета и одновременно являющегося средством коммуникации между преподавателем и студентом. Силлабус включает краткую аннотацию учебной дисциплины, цели ее изучения, роль в формировании профессиональных компетенций, расписание отчетностей по модулям, условия успешного изучения дисциплины, требования к текущей и итоговой аттестации студентов. Преподавателю предоставлено право включать в силлабус то, что он считает нужным; при этом силлабус должен содержать информацию, которую студенту необходимо знать с самого первого дня изучения курса. При разработке плана-проспекта следует также иметь в виду, что этот документ представляет собой особого рода письменное соглашение между педагогом и студентом о сотрудничестве в освоении учебной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. И еще одно требование: для того чтобы студент прочитал силлабус внимательно, тот должен быть не слишком объемным и написан на доступном для студента языке.

Опыт начального освоения кредитной технологии в МУК стал основой ее распространения в других вузах республики. В результате был создан консорциум из семи ведущих университетов республики, которые согласились сотрудничать в определении содержания профессионального образования и в области повышения мобильности студентов, закрепления за ними права свободного выбора учебного заведения.

Более глубокому пониманию сути кредитной технологии и её практическому внедрению во многом способствовало сотрудничество вузов в образовании консорциума с европейскими университетами в рамках гранта, предоставленного Европейским союзом. Было принято решение о создании Национального бюро координаторов ECTS/DS при Министерстве образования КР. В рамках проекта группой наших авторов под руководством профессора Университета Мендеса Франса (Франция, Гренобль) Пьера Байи разработано руководство по применению Европейской системы накопления и переноса кредитов (ECTS) в вузах Кыргызстана.

Обмен мнениями с европейскими коллегами показал, что главные преимущества кредитной технологии могут проявиться только после серьёзной перестройки учебного процесса, которая предполагает переход к асинхронной организации обучения студентов. Как известно, асинхронное обучение студентов требует отказа от формирования академических групп, сохраняющих постоянный состав в течение всего периода пребывания студентов вузе. Преимуществом асинхронного обучения является осуществление на практике индивидуального подхода к обучению студентов с учетом его возможностей и способностей, что означает право студента определять скорость обучения, сроки пребывания в вузе и в значительной мере содержание своего профессионального обучения. Такая форма организации учебного процесса, несомненно, повышает мотивацию студентов к получению качественного образования.

Однако переходу к такой организации обучения студентов препятствует отсутствие, во-первых, соответствующего нормативно-правового обеспечения, а во-вторых, необходимой психолого-педагогической готовности вузовских кадров, для формирования которых требуется время. Пока же в МУК, как и в других вузах консорциума, внедрение кредитной технологии в первом приближении дало первые положительные результаты. К их числу относятся следующие:

повышение интереса преподавателей и студентов к новым формам самостоятельной работы и усиление её влияния на академические успехи студентов;

повышение внутривузовской мобильности студентов как права распределять своё время по собственному усмотрению;

усиление мотивации студентов к овладению профессиональными компетенциями.

Одновременно кредитная технология, применяемая пока в «урезанном» виде, помогла решить некоторые социальные вопросы. В условиях введенного платного образования студенты, обучающиеся по новой технологии, получили больше возможностей совмещать очное обучение с работой и тем самым зарабатывать средства для оплаты своего образования. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что в периоды структурных преобразований экономики, ликвидации кризисных явлений существенно актуализируется проблема профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленного производства.

Требования к переподготовке специалиста формируются за пределами системы образования. Они исходят из общих экономических, общественных целей государства, потребностей частного бизнеса, а также от самой личности. Для современного промышленного производства, в котором осуществляется глобальная модернизация, профессиональная переподготовка проводится по многозвенной, многоступенчатой траектории.

Преимуществами вводимой сегодня многоуровневой структуры высшего образования являются: реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого; значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда; повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»; свобода выбора траектории обучения и отсутствие тупиковой образовательной ситуации; широкие возможности для последипломного образования; возможность интеграции в мировую образовательную систему.

На сегодняшний день некоторые государства-участники СНГ не могут предоставить гражданам своих стран качественные образовательные услуги в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий, поэтому большим спросом пользуется российское образование, которое обладает такими образовательными ресурсами и сохраняет высокий авторитет в мировом образовательном сообществе.

Специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку и повышение квалификации в высших технических школах России, вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие своих государств, в расширение и укрепление межгосударственных связей и повышают рейтинг и конкурентоспособность российского образования.

В июне-июле 2008 г. группа специалистов МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение образовательных программ, методик, технологий профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий специалистов промышленности, организаций, предпринимателей стран СНГ (на примере республик Белоруссии и Казахстана)» провела социологическое исследование, цель которого - мониторинг рынка труда и востребованности программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий.

Основная рабочая гипотеза: в республиках Белоруссия и Казахстан существует дефицит специалистов высокой квалификации с инженерно-техническим образованием; рынок труда насыщен выпускниками по экономическим и юридическим специальностям; республиканские институты повышения квалификации не справляются с проблемой обеспечения современного производства высококвалифицированными инженерными кадрами.

Была разработана анкета, включающая более 20 показателей, среди которых следует выделить следующие:

влияние современных производственных процессов на трансформации кадровых потребностей;

выявление потребностей в специалистах по таким направлениям, как ракетная и космическая техника и технология; космические и геоинформационные технологии и системы; информационные системы и технологии; биотехнические и медицинские аппараты и системы; менеджмент организаций;

выяснение общественного мнения о качестве образования, получаемого в республиканских технических вузах;

анализ мнения респондентов о переподготовке и повышении квалификации и их отношения к различным уровням подготовки;

анализ рынка труда и востребованности кадров по техническим специальностям;

совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации.

Исследование показало, что на сегодняшний день наиболее острую потребность в высококвалифицированных кадрах испытывают такие отрасли экономики, как перерабатывающая промышленность, машиностроение, энергетическая, транспортная и коммуникационная инфраструктура, строительство.

В Казахстане переподготовку специалистов по техническим направлениям осуществляют более 20 вузов. Наиболее востребованными специальностями здесь являются теплоэнергетика, электроэнергетика, радиотехника, электроника, телекоммуникации, современные исследовательские методы анализа нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтехимического синтеза, горное дело, безопасность и охрана труда на предприятиях горной отрасли, современные методы анализа материалов и основы нанотехнологий, экспериментальные методы в инженерной физике, современные технологии и средства переработки сырья и утилизации отходов. Обычно численность слушателей в республиканских центрах профессиональной переподготовки и повышения квалификации варьируется от 40 до 400 человек в зависимости от специальности и возможностей вуза.

Анализ социологических данных, полученных в ходе опроса, позволил уточнить статистические показатели. Подавляющее большинство опрошенных считают, что «дефицит в специалистах высокой квалификации в их организации существует» -так ответили 91% в Казахстане и 87% в Белоруссии. Наши респонденты уверены, что потребность в таких кадрах не полностью удовлетворяется выпускниками республиканских вузов. Наибольшую потребность обе республики испытывают в высококвалифицированных рабочих кадрах (63% в Казахстане и 67% в Белоруссии). На втором месте по численности - специалисты в области промышленной юриспруденции и информационных систем (около 50%). Наименее востребованы экономические специальности (11% в Казахстане, 13% в Белоруссии), что подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что сегодня рынок труда насыщен специалистами в области экономики.

Потребность в специалистах по актуальным направлениям развития рынка труда удовлетворяется собственными учебными заведениями (так считают не менее трех четвертей опрошенных). В целом к вопросу о профессиональной переподготовке респонденты относятся положительно. Многие считают, «что это требование времени, поскольку темпы инноваций на производстве очень высоки и требуют постоянной профессиональной переподготовки специалистов» (совокупный процент по республикам - 31%), хотя это и «обременительно» (58%). Лишь около 11% респондентов в обеих республиках считают, что профессиональной переподготовкой можно пренебречь при наличии хорошего базового образования.

На вопрос о том, какая профессиональная переподготовка для респондента предпочтительнее, получены следующие распределения: большинство опрошенных(63% в Казахстане и 54% в Белоруссии) считают наиболее подходящей для них переподготовку в течение двух семестров (более 500 часов). Вариант «с присвоением квалификации», - а это более 1000 часов в течение четырех семестров, - выбрало вдвое меньшее число респондентов. Повышение квалификации «должно быть постоянным, потому что это требование современного общества », - так считают большинство опрошенных (совокупный процент таких ответов - 78). Повышение квалификации необходимо, поскольку базовое вузовское образование консервативно и требует совершенствования (20%), но можно повышать квалификацию самостоятельно - так считают 6% в Казахстане и 10% в Белоруссии.

Респонденты оценивают подготовку инженерно-технических специалистов в республиканских вузах условно на 4 балла. От 25 до 50% выпускников республиканских вузов работают не по специальности, и профессиональная переподготовка им необходима (так ответили 50% в Казахстане и 46% в Белоруссии).

Сегодня на республиканских предприятиях внедряются различные инновации. Поэтому многим хотелось бы пройти переподготовку или повышение квалификации (84% ответов в Казахстане и 77% в Белоруссии). Приемлемая стоимость за обучение в настоящее время для большинства респондентов составляет от 8 до 26 тыс. рублей, доминируют самые недорогие из предложенных курсов. Проживать потенциальные слушатели хотели бы или в общежитии вуза, или в гостинице, плата за которую входила бы в стоимость обучения. Лишь четверть опрошенных считает, что руководство Республики уделяет достаточно внимания проблеме профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Для совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, по мнению респондентов, необходимо:

создать систему центров на образовательном пространстве СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов (56%);

активно использовать возможности МГТУ им. Н.Э. Баумана - базовой организации государств-участников СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов по новым направлениям развития техники и технологий (44%);

регулярно осуществлять обмен опытом специалистов по новым направлениям развития техники и технологии (совокупный процент - 43,12);

объединить усилия государств-участников СНГ в этом направлении (37%>);

совершенствовать формы и методы обучения (27%);

улучшить качество учебно-методических разработок по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в новых областях развития техники и технологий (11%).

Сегодня профессиональная переподготовка является по преимуществу целевой. Заказчик заинтересован в специалисте определенного уровня, с конкретными знаниями и навыками, а потому должен сам формировать перечень необходимых дисциплин. На наш взгляд, при формировании общего образовательного пространства стран СНГ необходимо учитывать результаты социологических исследований.
 
По материалам журнала "Высшее образование в России" №8

 

 
   
 


ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ З/О
подробнее...
 

ПРЕДЗАЩИТЫ У МЕНЕДЖЕРОВ З/О
подробнее...
 

СТУДЕНТАМ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМА СПРАВКА-ВЫЗОВ
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ЗАОЧНИКАМ ВЫПУСКНИКАМ!ДАТЫ СДАЧИ ГОС. ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ МЕНЕДЖЕРАМ И БУХГАЛТЕРАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ ОЧНИКАМ АВТОМОБИЛИСТАМ ВЫПУСКНИКАМ!
подробнее...
 

ВНИМАНИЕ БУХГАЛТЕРАМ ЗАОЧНИКАМ МГИУ!!!
подробнее...
 


все новости...