Анализ официальной статистики и данных опросов руководителей предприятии реального сектора экономики позволил выделить ряд болевых проблем в сфере образования, которые сказываются уже сегодня или скажутся на дальнейшем развитии экономики и бизнеса:
сокращение объемов прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации в период до 2050 г. примерно вдвое;
трудности с обеспечением реального производства квалифицированными рабочими и специалистами в силу их дефицита на рынке труда;
несоответствие профессиональной подготовки рабочих и специалистов потребностям рынка труда;
отсутствие единой стратегии в подготовке кадров и осуществлении непрерывного образования, которая бы охватывала все формы и методы образования и обучения;
отсутствие единой системы сертификации обучающихся и специалистов.
Решение проблем регионального профессионального образования видится в создании и функционировании образовательных отраслевых кластеров. Татарстан - первый из регионов России, где в 2006/2007 гг. было создано 14 образовательных отраслевых кластеров. Образовательный нефтехимический кластер Республики Татарстан объединяет в себе общеобразовательные школы естественно-научного профиля, учреждения НПО, СПО, Казанский государственный технологический университет, отраслевые предприятия - ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нэфис-косметикс », ОАО «ТАИФ-НК » и т.д.
Одним из главных условий системного обеспечения предприятий комплекса профессиональными кадрами является наличие в образовательном кластере региональной модели непрерывного профессионального образования, которая обеспечит организацию подготовки высококвалифицированных специалистов различного уровня и создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки кадров предприятий, а также профессорско-преподавательского состава вуза.
Профессионально компетентного специалиста характеризует целая совокупность качеств: образованность (разносторонние знания, умения, навыки, интеллектуальные интересы, стремление и умение постоянно обогащать свои знания, мировоззрение); воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание); социализированность (готовность к активной профессиональной и социальной деятельности, к рациональному досугу, успешная самореализация); культура (интериоризация культурных ценностей человечества, культура труда и общения); выраженные индивидуальные черты (творческие способности, аналитические умения, сформированность памяти и мышления и др.).
Следовательно, на каждом из этапов профессионального образования важно предусмотреть не только формирование определенных знаний и умений, но и стадавление системообразующих качеств личности профессионала.
Создание модели связано с решением задач разного рода. Среди них:
подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов по наиболее востребованным специальностям на рынке труда с учетом интересов региона;
обеспечение более быстрого и гибкого приспособления системы профессионального образования к требованиям рынка труда и их изменениям;
сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках единых образовательных программ;
многоуровневость и открытость образовательного пространства;
завершенность каждого уровня профессионального образования(получение специальности, присвоение квалификации);
переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;
многообразие форм и методов подготовки, создание и освоение новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные ресурсы;
обеспечение вариативности учебного процесса;
ориентация на развитие фундаментальных и прикладных исследований как неотъемлемой составной части подготовки специалистов университетского уровня;
установление тесных взаимоотношений с производственными структурами и рынком труда;
преемственность в изучении дисциплин при освоении профессиональных образовательных программ разного уровня;
интенсификация процесса профессионального самоопределения обучающихся.
Региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса реализует профессионально-ориентирующую, обучающую и профессионально адаптивную функции. Организация образовательного процесса, предполагающая взаимодействие всех ступеней профессионального образования между собой и с отраслевыми предприятиями, обеспечит стимулирование профессионального самоопределения учащихся, так как позволит им выстроить индивидуальную карьерную траекторию на любом этапе профессиональной и даже довузовской подготовки. Профессиональная ориентированность будет гарантировать эффективность обучения и успешность адаптации молодых специалистов на производстве. Кроме того, существует возможность повышения квалификации или переподготовки работников предприятий. В качестве ведущих методологических подходов моделирования были выбраны синергетический, ресурсный, личностно- ориентированный, контекстный, компетентностный. С позиции синергетического подхода« региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере характеризуется: открытостью (между образовательными учреждениями, предприятиями и их окружением существуют определенные взаимосвязи);
динамичностью (модель непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям);
способностью противостоять внешнему дестабилизирующему давлению.
Таким образом, модель представляет собой целостную систему, обеспечивающую свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.
Тем самым совершенно закономерным оказывается использование при разработке модели идей ресурсного подхода, т.е. обеспечение необходимых условий для ее реализации. По отношению к личности обучающегося как субъекта образовательного процесса в условиях региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере можно выделить внешние и индивидуальные ресурсы. Учет индивидуальных ресурсов учащихся заключается в выявлении, эффективном использовании и обеспечении условий для их развития. К внешним ресурсам можно отнести законодательную и нормативно-правовую базу, материально-техническое и кадровое обеспечение модели.
Законодательной и нормативно-правовой базой создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса являются:
нормативные и правовые документы Министерства образования Республики Татарстан, регламентирующие реализацию концепции взаимодействия элементов образовательного кластера;
«Программа развития профессионального образования и профессиональной ориентации в Республике Татарстан на среднесрочный период (2007-2009 гг.)»;
«Соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в рамках образовательного кластера РТ в сфере нефтепереработки и нефтехимии»;
договоры о соучредительстве образовательных учреждений с предприятиями нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса;
договоры вуза со школами естественно-научного профиля, на базе которых созданы профильные университетские классы;
договоры вуза с образовательными учреждениями НПО и СПО в области профессиональной подготовки.
Функционирование модели непрерывного профессионального образования предусматривает привлечение к учебному процессу преподавательского состава общеобразовательных учреждений, НПО, СПО, профессорско-преподавательского состава вуза, высококвалифицированных специалистов-практиков из нефтехимической, нефтеперерабатывающей и смежных отраслей промышленности и экономики, преподавателей внутрифирменного обучения на предприятиях, руководителей государственных и муниципальных органов, приглашенных преподавателей из других регионов, иностранных специалистов и преподавателей.
Материально-техническое обеспечение модели предполагает использование в образовательном процессе учебных и научно-исследовательских лабораторий образовательных учреждений, учебно-производственных классов предприятий, индустриальных площадок предприятий, пилотных установок.
Таким образом, сущность организации модели на основе ресурсного подхода заключается в создании таких условий взаимодействия их субъектов, благодаря которым развитие будет максимально возможным для каждого.
При создании модели необходимо использование личностно-ориентированного подхода, согласно которому приоритетным является ценностно-эмоциональная сфера личности, ее деятельность, личностная позиция. Ведущие идеи личностно-ориентированного подхода применительно к построению модели заключаются в следующем:
реализуемое обучение должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;
обучение должно поддерживать индивидуальность и неповторимость каждого обучающегося;
обучение должно быть направлено на формирование жизненно значимых знаний, необходимых для непрерывного саморазвития;
в ходе обучения должны выявляться особенности субъектного опыта каждого обучающегося;
технологии обучения должны принимать во внимание образовательные возможности учащихся и особенности профиля обучения.
Контекстный подход нацеливает на подготовку обучающихся с учетом их будущей профессии, что предусматривает личностное включение учащегося в процессы познания и овладения будущей профессией и напрямую определяет успешность его дальнейшей деятельности.
Реализация компетентностного подхода связана со стремлением определить необходимые изменения в профессиональной подготовке, обусловленные происходящими в обществе и экономике переменами. Новое качество образования неразрывно связано с обоснованным прогнозированием, проектированием, моделированием требуемых компетенций обучающегося.
Основными принципами создаваемой модели будут:
1) принцип региональности, который предполагает:
ориентацию в организации и содержании образования на местные условия и рынки труда, зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития республики;
широту профессионального профиля как востребованную рынком особенность подготовки выпускника;
2) принцип интеграции, предусматривающий включенность всех элементов образовательного кластера в процесс профессиональной подготовки с целью рационального использования ресурсов;
3) принцип преемственности, который означает соотнесенность подготовки на всех образовательных уровнях и соответствие квалификационных характеристик выпускников требованиям предприятий-заказчиков;
4) принцип интенсификации обучения, заключающийся в повышении эффективности обучения за счет применения новых технологий, форм и методов в образовательном процессе;
5) принцип дифференциации, который выражается в реализации обучающимися права выбора индивидуальной образовательной и карьерной траектории;
6) принцип вариативности образовательных программ.
Непрерывная профессиональная подготовка кадров для нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса базируется на использовании разнообразных технологий (личностно-ориентированных; технологий сотрудничества, проектно-деятельностного обучения), методов обучения (алгоритмизированного, проблемного, поискового, метода решения конкретны ситуационных производственных задачу метода выполнения творческих работ с элементами исследования, проектного), форм обучения (индивидуальной, групповой фронтальной, самообразования).
По материалам журнала "Высшее образование в России" №8
|