В настоящее время в системе высшего профессионального образования, как сфере предложения услуг, все большее значение приобретает государственный маркетинг высшего образования. Это связано, в основном, с ростом конкуренции между различными высшими учебными заведениями и введением в государственные вузы разрешение на организацию платного высшего образования. Чтобы выиграть в этой борьбе, учебное заведение, предлагаемые им услуги должны быть конкурентоспособны на все увеличивающемся рынке образовательных услуг в области высшего образования. Государственный маркетинг высшего образования показал, что конкурентоспособность образования, образовательной услуги, не всегда можно оценивать также как конкурентоспособность обычного рыночного товара. Эта конкурентоспособность имеет определенную специфику.
Поэтому в конце 2001 года было осуществлен государственный маркетинг высшего образования и, в частности, маркетинг процесса приобретения высшего профессионального образования и потребления услуг, предоставляемых системой высшего образования, студентами. В качестве респондентов выступали студенты Ярославского филиала Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики. На первой стадии государственного маркетинга высшего образования, в качестве предложенного исследователями метода сбора информации было выбрано глубинное интервью. Это можно объясняется тем, что для маркетингового исследования достаточно не простых и плохо изученных проблем часто гораздо предпочтительнее использовать методы качественного маркетинга, чем количественные методы.
Государственный маркетинг высшего образования определил цель исследования, которая была сформулирована следующим образом: в процессе маркетингового исследования высшего образования выявить факторы конкурентоспособности образовательных услуг и конкретного высшего учебного заведения. Было отмечено, что качественная оценка образовательных услуг потребителями является долговременным процессом. Для достижения цели государственный маркетинг высшего образования поставил необходимостью:
-определить факторы, на основе которых абитуриент выбирает будущую профессию и высшее учебное заведение;
- выявить характеристики тех образовательных услуг в системе высшего образования, которые важны студенту-потребителю при обучении.
Государственный маркетинг высшего образования первую группу цели определил, как фактор конкурентоспособности, а вторую группу условно назвали составляющими качества предоставленных услуг. Эти группы для услуг в системе высшего образования далеко не всегда совпадают. В ходе проведения государственного маркетинга высшего образования был изучен фактор принятия студентами решения о приобретении той или иной образовательной услуги в данном конкретном высшем учебном заведении. Были взяты глубинные интервью. В будущем планировалось продолжение глубинного интервью, что позволит уточнить и расширить полученный список гипотез и предположений. После этого будет сделан вывод и получены результаты маркетингового исследования образовательных услуг.
|