Известно, что каждая культура характеризуется доминирующими формами воспроизводства ресурсов (материальных, энергетических и информационных) и соответствующей квалификацией населения. При этом способ получения квалификации определяется прежде всего системой используемых социальных технологий, регламентирующих доступ к общественным информационным ресурсам, необходимым для присвоения знаний и опыта, достаточных для безопасного и достойного существования человека.
Развитие и широкое распространение сетевых информационных технологий (Интернет-технологий, web-технологий) на грани тысячелетий открыло доступ к разнообразным по содержанию и по месту расположения информационным ресурсам, что вызвало мощный всплеск инновационной активности во всех областях человеческой деятельности. Возникла принципиально новая образовательная информационная среда, предлагающая комфортные условия для самообразования, расширения системы непрерывного образования, повышении оперативности и эффективности управления системой образования, а также для интеграции национальной образовательное системы в глобальную образовательную информационную среду. Самообразование становится постоянным слагаемым в жизни культурного, просвещенного человек; [1-3]. Общий культурный уровень оказывается в некотором роде допуском к непрерывному образованию, он прививает вкус к образованию и становится опорой, необходимой для обучения на протяжении всей жизни.
В известном докладе Жака Делора «Образование: необходимая утопия» концепции образования на протяжении всей жизни придается ключевое значение. Комиссия по образованию ЮНЕСКО уделила особое внимание основополагающим принципам образования. «Речь идет о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления. Исходя из этого, необходимо выработать новый подход, который, именно благодаря осознанию растущей взаимозависимости, приводит к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих нас в будущем, и подвигает нас к осуществлению совместных проектов или к разумному и мирному решению неизбежных конфликтов».
В процессе эволюции современного образования отчетливо проявляются пять глобальных мировых тенденций:
1) «массовизация» высшего образования. Доля взрослых людей с высшим образованием в развитых странах выросла с 22% в 1975г. до 40% в 2000 г. Сейчас феномен «массовизации» распространяется по всему миру;
2) возникновение «обществазнаний». Высшие учебные заведения становятся важными элементами экономики знаний: они готовят «рабочую силу» и выступают генераторами новых знаний;
3) глобализация. Сокращение физического расстояния для обмена идеями радикально меняет академический мир;
4) конкуренция и коммерциализация образования. Вузы борются за студентов и за научные гранты, делают свои образовательные программы привлекательными с коммерческой точки зрения, используя критерии качества типа «затраты - результат»;
5) стремительное развитие ИКТ. Фазу компьютеризации традиционной деятельности сменяет фаза ее трансформации на основе ИКТ. Вместе с тем при преодолении традиционных технических, организационных и социально-культурных проблем возникают принципиально новые проблемы и задачи.
Одна из таких проблемных ситуаций возникла при внедрении в организацию учебного процесса системы кредитных единиц как средства интернациональной гармонизации образовательных систем. Главная цель их введения - обеспечить формирование единых механизмов фиксации результатов образования, их накопления и признания для присвоения квалификаций в рамках концепции непрерывного образования в течение всей жизни. Система образовательных кредитов, по существу, является одним из инструментов реализации идеи индивидуализации обучения, т.к. в ее основу положена модульная структура содержания образования. Студенты зарубежных университетов имеют возможность самостоятельно составлять свое расписание на очередной семестр. Это обеспечивается индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса. Переход от традиционной поточно-групповой организации учебного процесса к модульно-зачетной системе весьма актуален и для российских университетов, поскольку она позволяет совмещать учебу с работой. Для многих студентов это практически единственный способ оплачивать обучение.
В основе организации модульного обучения лежат следующие принципы:
ориентация на развитие познавательной активности студентов;
эффективное использование учебного времени;
изменение роли преподавателя в учебном процессе: приоритет функций проектирования, консультирования и анализа результатов обучения;
систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения с приоритетной реализацией стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;
обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.
Особо следует отметить, что использование образовательных кредитов позволяет перейти к накопительной системе освоения необходимого содержания образования. Студент сам выбирает необходимый набор модулей и может изучать их в индивидуальной последовательности в зависимости от решаемых задач. Таким образом, модульно-зачетное обучение строится на основе осознанного целеполагания и способствует формированию у выпускников навыков самообразования.
Одним из первых вузов доступ к образовательным информационным ресурсам открыл Массачусетский технологический институт (МТИ). На страницах его сайта размещены учебные материалы практически по всем предметам, преподаваемым в институте, - от точных наук до гуманитарных дисциплин и искусства. Руководство института продвигает идею открытых курсов с целью распространения новейших видов и системы образования через Интернет, а также из желания противостоять явлению, которое можно назвать «приватизацией» знаний. Установка МТИ такова, что все желающие получают тексты лекций, учебные пособия и тому подобное, но им не будут ставить оценки и по окончании курса они не получат университетского диплома. Зато все университеты и институты в мире смогут использовать их учебные материалы по своему усмотрению. Руководство МТИ призвало и другие учебные заведения мира последовать их примеру -распространять свои академические курсы с помощью Интернета, делая их доступными для всех.
Нужно отметить, что Российская государственная библиотека располагает уникальным фондом диссертаций по всем отраслям знаний, кроме медицины и фармацевтики. Ежегодно в фонд поступает около 17 тыс. кандидатских и 8 тыс. докторских диссертаций. Однако доступ к электронному фонду авторефератов и диссертаций РГБ ограничен. С фондом можно работать непосредственно в библиотеке, в зале электронной библиотеки РГБ-LG, в зале электронных документов, а также в читальном зале отдела диссертаций (г. Химки). Для доступа к ресурсам электронной библиотеки РГБ необходимо заключить специальное соглашение о создании виртуального читального зала. Такие залы есть в 75 городах России и стран СНГ.
Начиная со второй половины 2006 г. тексты авторефератов докторских диссертаций также размещаются на сайте Высшей аттестационной комиссии, а авторефераты кандидатских диссертаций - на сайтах диссертационных советов, в которых они защищаются.
Современная сетевая информационная среда Интернет, условно называемая Веб 2.0 (Web 2.0), предоставляет в распоряжение любого ее пользователя огромное количество открытых информационных ресурсов и социальные (бесплатные) сетевые сервисы, поддерживающие их индивидуальное и групповое использование. Все пользователи Интернета, даже не обладающие специальными познаниями в области информатики, с помощью таких сетевых сервисов могут:
использовать открытые информационные ресурсы;
самостоятельно создавать собственные коллекции цифровых ресурсов и работать с записями личного и учебного содержания;
создавать собственные сетевые сообщества и наблюдать за деятельностью участников сообщества и сетевых друзей.
Сервисы web 2.0 открывают новые перспективы перед неформальным образованием взрослых на протяжении жизни.
В последние годы стало очевидным, что традиционная система высшего образования не является достаточно привлекательной для многочисленной социальной группы специалистов-практиков, успешно работающих в компаниях, организациях, фирмах и занимающих достаточно высокие должности. По их мнению, традиционная образовательная деятельность неэффективна. Преподаватели традиционных вузов не обременяют себя поисками индивидуальных подходов к студентам-практикам и предъявляют к ним стандартные, нередко непреодолимые для этой категории студентов требования. В большинстве случаев специалисты-практики уходят из вузов из-за неконструктивной позиции преподавателей, и прежде всего - отсутствия с их стороны необходимой поддержки.
Социологический опрос студентов-практиков показал, что для них ценность преподавателя заключается в следующем:
умении учить на реальных и перспективных ситуациях в отрасли (77% опрошенных);
наличии опыта работы преподавателя в отраслевых структурах (78% респондентов);
владении методикой организации занятий с учетом уровня подготовленности конкретного студенческого контингента (82%);
мастерстве эффективного использования всех достоинств интерактивного интегрированного метода преподавания, имея в виду личностные качества студента и требования учебного процесса (71%);
эффективном привлечении в ходе обсуждения знаний, прошлого и текущего опыта трудовой деятельности студентов (70% опрошенных).
В существующей социологической литературе проблемам самообразования, к сожалению, пока уделяется весьма мало внимания. Феномен самообразования как индивидуально-личностное явление не сразу оказался в исследовательском поле социологии, будучи объектом внимания в первую очередь психологии и педагогики. Однако противоречия, возникшие при peaлизации гуманистической парадигмы образования, заставляют думать о социокультурной обусловленности самообразования являющегося средством социальной регуляции состояния общественного знания на современном этапе развития социума.
Целью современной системы образования предлагается считать обеспечение возможности получения образования каждым жителем всегда, везде и за любой промер жуток времени, как того требует динамики демократического общества с развитой рыночной экономикой. Модель образования, обеспечивающая достижение такой) цели, может быть выражена как непрерывно доступный, не регламентированный в пространстве и во времени «экстернат» произвольным в рамках государственного, образовательного стандарта (ГОС) выбором траектории овладения специальностью;
Такую модель образования можно назвать кумулятивным дистанционным экстернатом.
Итак, использование средств ИКТ Bi сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что, в свою очередь, создает предпосылки для максимальной интенсификации и демократизации процесса обучения. При этом предполагается наличие открытой информационной среды обучения, включающей электронные учебники, экспертно-обучающие системы, программы моделирования и вычисления, доступ к локальным и удаленным базам данных, информационным массивам и т.п. Актуальнейшая задача специалистов в области образовательных информационных технологий - подбирать и предлагать людям разных профессий и специальностей пакеты сервисов, которые помогут им решать специфические проблемы.
В качестве резюме представляется уместным снова воспользоваться выдержкой из доклада Комиссии ЮНЕСКО: «Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализации своих личных планов».
По материалам журнала "Высшее образование в России" №8
|