Исследователи называют несколько основных задач, решаемых преподавателем в процессе реализации функций коммуникативно-педагогической деятельности: 1.Проектирование: формулирование конкретных целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых профессиональной деятельностью; планирование учебного курса с учетом поставленных целей; учет этапов формирования умственных действий; предвидение возможных затруднений у студентов при изучении ими учебного курса и путей их преодоления.
2.Конструирование: отбор материала для данного занятия с учетом способности студенческой аудитории к его восприятию, подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей; выбор рациональной структуры занятия в зависимости от его цели, содержания, уровня развития студентов; планирование содержания занятия с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов; выбор системы оценки и контроля обученности студентов.
3.Организация: организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов; использование педагогических методов, адекватных учебной ситуации; организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами; применение технических средств обучения.
4. Передача информации (коммуникация, общение): ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов; создание тестов по читаемому курсу; изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
5.Социально-психологическое регулирование: стимулирование студентов к постановке вопросов, проведение дискуссии; дисциплинирование студентов, установление обстановки сотрудничества в условиях равноправного общения; оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры; конструктивное разрешение конфликтов; управление психическим состоянием субъекта педагогического взаимодействия; активизация познавательной деятельности студентов; саморегуляция своих психических состояний; установление и поддержание деловых взаимоотношений: а) с коллегами; б) со студентами; в) с администрацией.
6.Научное исследование: использование методик психолого-педагогического исследования, способов обобщения оформления их результатов; формирование у студентов методологической культуры; формулирование выводов и требований к изменению собственной методики; анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической теории, восприятие положительного опыта.
7.Использование компьютера: общение с персональным компьютером; подготовка документов и статей с помощью компьютера; обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера; разработка сценариев контролирующих компьютерных программ; разработка сценариев обучающих компьютерных программ.
|