Высшее образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Образовательная среда, сформированная в вузе, влияет на выбор правил  общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявляются в межличностных и деловых контактах взрослого человека.
Высшее образование выступает как способ социализации человека, включении его в общество и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующий буфер между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции.
Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать созидательные и прогрессивные тенденции, которые реализуются при помощи действия социальных институтов, одним из которых и является университет.
Общая тенденция решать задачи образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и окружающую действительность, порождает неспособность социума связать человека, получающего знания настоящей жизнью. Свою задачу образование должно видеть не только в удовлетворении интересов государства (хотя и этого нельзя отрицать), но ещё, что немаловажно, в воспитании личности с неидеологизированным мышлением, конструктивно и критически мыслящую, имеющую широкие взгляды и нормальные ценностные ориентиры, уважающую чужое мнение и культурные традиции.
Сегодня высшее образование как никогда должно реализовывать свою воспитательную функцию. Задача высших учебных заведений состоит в том, чтобы воспитать в наших студентах людей, умеющих отличить духовность от бездуховности и поставить на пути последней непреодолимые преграды и барьеры.
Преподавателю важно поддерживать стремление студентов к саморазвитию и помогать тем из них, кто испытывает затруднения в межличностных отношениях и стремится прибегать к ложной психологической защите. Личность студента будет развиваться нормально при соблюдении следующих условий: активное взаимодействие студентов и общества, непрерывность образования, осуществление взаимосвязи с другими социальными институтами- все это на основе личностно-ориентированного подхода в учебно-практической, воспитательной деятельности посредством культурологического потенциала обучения. Таким образом, в образовательном процессе педагоги должны создавать условия, которые способствовали бы личностному росту студентов, развивали бы их субъектные свойства и проявление индивидуальности.
В Вяземском Филиале Московского государственного индустриального университета разработана и внедрена в практику концепция воспитательной работы со студентами, которая способствует процессу стабилизации личностной изменчивости в диапазоне психологической нормы, формированию адекватной социальной адаптации, повышению уровня их академической культуры.
|