Казак Светлана Михайловна
Преподаватель общественных дисциплин высшей категории, "Региональный многопрофильный колледж" г. Ставрополь
Использование программы YouTube на уроках истории и обществоведения
Современный ритм жизни не щадит никого. Тяжело приходится и обучающимся: объем информации стремительно растет, требования к их знаниям повышаются. И здесь на помощь могут прийти новые технологии. Ведь большинство обучающихся воспринимает материал не столько по принципу «трудно» или «легко», а сколько – «интересно» или «неинтересно». Какие преимущества даёт применение Интернета на уроках истории? В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Определились и два новых принципа: индивидуализации обучения и индивидуализации активности. Эффективное обучение – это не только запоминание, но и моделирование учебного занятия с использованием Интернета (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повышает интерес обучающихся к уроку, активизирует их интеллектуальную и творческую деятельность. Использование компьютера мотивирует обучающихся изучать историю, развивать наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией, такие как поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др. Компьютерные технологии можно использовать и для занятий с отстающими обучающимися: яркие иллюстрации, карты, схемы облегчают усвоение и понимание темы. Таким образом, можно сделать вывод, что система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска студента. И в этом хорошим помощником выступают информационно-коммуникативные технологии, которые становятся необходимым компонентом в учебном процессе. Использование программы YouTube во время учебных занятий позволяет проводить познавательные и интересные уроки, как по Истории, так и по Обществознанию. Например, коллекции видеофильмов «Династия Романовых от расцвета до заката» и «Русские цари», содержащие научно-познавательную информацию о правящей в России династии Романовых вызывает неподдельный интерес обучающихся к истории Отечества. В настоящее время на сайте YouTube, открыт канал с фильмами о Великой Отечественной войне. Чтобы привлечь внимание студентов, активизировать их деятельность и воспитывать чувства патриотизма, я практикую по ходу учебного занятия показ видеофрагментов, отображающих основные сражения Великой Отечественной войны, подвиги советских людей, а после прошу обучающихся заполнить заранее подготовленную карту по изучаемой теме. Затем осуществляется студентами взаимопроверка, и преподаватель комментирует результаты учебного занятия. Моя задача как преподавателя правильно организовать процесс получения этой информации, распределять знания по темам, оформлять их в виде таблиц, слайдов (презентаций), схем. И здесь важно не дать потерять свою индивидуальность, полностью заменив мыслительный процесс работой Интернета. На мой взгляд, применение в учебном году электронных ресурсов сайта YouTube поможет сделать учебный процесс наиболее эффективным. Но здесь важно не «переборщить», т.е. не перепоручать компьютеру весь урок, а уметь выстраивать его с использованием и других методических приёмов.
|