В незатухающей дискуссии о сравнительной ценности российского и западного образования, порождаемой попытками реформ в данной области, сторонники самобытности обычно опираются на успехи российского математического и естественнонаучного образования, традиционно пользующихся уважением во всем мире. Столь же очевидно, что этого нельзя сказать об отечественном образовании в области общественных наук, и в частности экономическом, которое до сих пор не может полностью преодолеть наследие коммунистической эпохи, отчасти даже усугубленное проблемами, возникшими в эпоху реформ. Это наследие и эти проблемы слишком многообразны и обширны, чтобы с ними можно было справиться, переведя несколько западных учебников вводного и даже продвинутого уровня.
Потребность в качественном высшем экономическом образовании может привести к появлению современных факультетов экономики в Москве. Безусловно, усилия по открытию новых учебных заведений, дающих образование на уровне ведущих вузов Европы и Америки, найдут широкую общественную поддержку. Спрос на образование такого уровня предъявит, во-первых, состоятельная часть российского населения. Во-вторых, на элитное высшее образование ориентируются лица, обладающие значительным социокультурным капиталом. Наконец, в третьих, исследованием обнаружена немногочисленная, но важная в социальном отношении группа высокомотивированных подростков, имеющих установку на получение высококачественного высшего образования, но обладающих низкими социокультурными ресурсами. На основании исследования можно утверждать, что эта категория требует особого внимания со стороны органов управления образованием, благотворительных организаций и пр. В перспективную модель образования следует включить социальные инструменты поиска и поддержки таких индивидов.
Сегодня престижными вузами, предоставляющими возможность получить высшее экономическое образование в Москве, являются Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел РФ (МГИМО), Московский государственный открытый университет (МГОУ), Российская экономическая школа (РЭШ), Российский университет дружбы народов (РУДН), Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА). Однако, как и в большинстве областей современного знания, качественное образование в области экономики возможно только там, где ведутся научные исследования. Процесс создания даже одного современного исследовательского факультета в одной конкретной области науки чрезвычайно долог и труден. И есть лишь два вуза (РЭШ и ВШЭ), набирающих молодых профессоров – выпускников аспирантуры на международном рынке экономистов.
Российская экономическая школа и Высшая школа экономики вносят вклад в развитие российской экономики, предоставляя качественное образование в области экономической политики, готовя профессиональные кадры для российского бизнеса и выполняя прикладные исследовательские проекты, что способствует возвращению в Россию ученых, получивших экономическое образование за рубежом. Эти образовательные учреждение могут служить примером построения центров экономического образования и исследований в странах с развивающимися и переходными экономиками.
|