В России существует издавна расширенная система дошкольного образования. Как ранее, так и сейчас развитию дошкольного образования уделяется большое внимание, т.к. оно играть огромную роль в вопросах раннего воспитания, образования и защиты детства. Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется такими дошкольными учреждениями как ясли, которые могут посещать дети в возрасте от 1 до 3 лет (от 2 месяцев до одного года – в более редких случаях), и детские сады, где воспитываются дети от трех до семи - восьми лет. Большинство данных дошкольных учреждений финансируется государством, ведомствами и муниципалитетами. Существую и отдельные дошкольные образовательные учреждения, которые реализуют программу дополнительного дошкольного образования по различным направлениям.
 Новые подходы в системе дошкольного образования к управлению приводят к изменению функций, методов, приемов и принципов управления такими образовательными учреждениями. Это вызвано рядом факторов: • влияние рыночных отношений на изменение социальной сферы, что приводит к конкуренции образовательных учреждений. При этом в результате роста рождаемости ощущается острая нехватка дошкольных учреждений, что в 2010 году привело к протестующим акциям родителей в разных регионах против нехватки детских садов; • формированием альтернативной системы частных образовательных учреждений и сопровождения детей в форме гувернерства; • недостаточностью финансирования дошкольных образовательных учреждений, в некоторых регионах работники детских садов и яслей получают ниже минимального прожиточного минимума; • повышением заинтересованности родителей, которые являются основными социальными заказчиками, в продуктивной деятельности дошкольных учреждений. Ведь при рыночной системе хозяйствования большинству родителей приходиться уделять большую часть времени работе, что сокращает время их участия в процессе воспитания ребенка; • отсутствие единого стандарта дошкольного образования, что не устанавливает ответственность за результаты перед участниками воспитательного процесса.
Таким образом, основная образовательная программа дошкольного образования, которая является одним из основных нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность дошкольного воспитательного учреждения, формируется и реализуется учреждениями дошкольного образования исходя из основных нормативных документов (Закона Российской Федерации
«Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении), традиций области или края, а также личных предпочтений руководства и/или родителей. Однако, за последние года сформировались временные государственные стандарты в области дошкольного воспитания и в будущем Министерство образования РФ планирует уделить большее внимание формированию качественной системы дошкольного образования.
|