Ребенок, имеющий отклонения в развитии должен получить не только образование, но и дополнительные знания и умения связанные с имеющимся отклонением. Нужны специальные программы, условия для обучения, индивидуальный подход к каждому, необходимы педагоги специального образования. Существует специальный образовательный стандарт для общего образования детей с ограниченным здоровьем. Профессиональная деятельность педагога специального образования основывается не только на знании обычных методов и навыков работы с детьми, она требует и специальной подготовки – медицинской, социальной, психологической и др.
Педагог специального образования проводит педагогическую диагностику, коррекционную и профилактическую работу, занимается планированием учебного процесса и его осуществлением, занимается исследовательской работой. Подготовка специалистов в области специального образования ведется по направлениям: тифлопедагогика ( обучение слепых детей), сурдопедагогика( глухие и слабослышащие), олигофренопедагогика( проблемы умственного развития), логопедия ( нарушения речи) и дошкольная педагогика. Педагога специального образования должны отличать доброта, любовь к детям, ответственность, заинтересованность в результатах своей работы, тактичность , терпеливость. Педагоги работают не только с детьми, но и с их родителями. Специалист работающий в сфере специального образования готовит ребенка, с ограниченными возможностями, к социальной адаптации в обществе. Педагог специального образования должен быть физически и психологическим здоров, вынослив. Специалист должен быть оптимистом и настроен на положительный результат своей работы с ребенком, всегда помнить и учитывать индивидуальные особенности развития, владеть формами организации специального обучения. На ранних этапах становления специального обучения детей, у которых имелись какие-то нарушения в развитии, применяли индивидуальную форму обучения. Теперь профессиональная деятельность педагога специального образования включает в себя групповые занятия с детьми, применяется классно-урочная форма, пропедевтическая форма. Пропедевтическая система – это подготовка проводимая педагогом с детьми, подготавливающая их к получению новых знаний. Для её осуществления используют разнообразные формы к ним можно отнести: индивидуальные занятия, осуществлять подготовку на других занятиях. Широко используется дифференцированно-групповая форма – это разделение детей на группы в зависимости от их развития, особенностей нарушений в развитии, уровня познавательной деятельности. Обучение в группах помогает развивать у обучаемых навыки речи, общения, учит взаимопомощи, самостоятельности, развивает инициативу. Важным средством обучения используемым в профессиональной деятельности педагогом специального образования являются специальные печатные издания – книги, учебники, тетради, пособия, они имеют свои особенности в зависимости от возраста и характерных нарушений в развитии у детей. Как мы видим деятельность педагогов специального образования носит довольно специфический характер.
|