Современный мир меняется настолько быстро, что постоянная подготовка, переподготовка, повышение квалификации в течение жизни становятся нормой. В современных реалиях общества образовательные услуги выступают как нужный источник информации, который эффективно влияет на функционирование государственной системы путём получения знаний, умения и навыков через процесс профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования. В нашей стране всё чаще звучит идея получения образования “через всю жизнь”, что создает почву для построения нового, качественного образовательного процесса. Спрос на рынке дополнительного образования, по оценкам специалистов и данным Госкомстата, возрастает ежегодно на 10%.
Дополнительное образование является институтом, способствующим освоению личностью культуры социума, позволяет сочетать различные виды деятельности (например, образовательной и досуговой), способствует подлинному развитию людей. Дополнительное образование рассматривается также как система деятельности личности (комплекс видов деятельности: учения, активного отдыха, общения), взаимосвязанная с её потребностями, интересами, ценностными ориентациями. Имея своей основой свободную деятельность людей, дополнительное образование выступает средством их развития, стимулирует формирование внутриличностного механизма саморазвития, способствует социальной активности, творческому преобразованию окружающего мира.
Образование в рамках учреждений дополнительного образования по определению учёных-андрогогов является органичной составной частью системы “непрерывное образование – образование взрослых – дополнительное образование взрослых” и представляет собой самостоятельную педагогическую категорию. Её основными системообразующими признаками являются институциональность получаемого образования; наличие основного образования; возрастные особенности контингента учащихся; личностная ориентированность; актуализация образовательных потребностей; непрерывность включенности в образовательный процесс.
Сегодня в образовании взрослых находят отражение новые социально-экономические условия, ограничение занятости и рост безработицы, возникновение новых социальных групп, расслоение общества. Изменения, происходящие сегодня в системе образования взрослых, свидетельствуют о её адаптации к изменяющимся условиям. Эти изменения неоднозначны, носят как позитивный, так и негативный характер.
Сложившаяся в течение десятилетий отраслевая практика образования, порождающая рассогласование и деформацию интересов без учёта их многообразия вступила в противоречие с потребностями человека. Эффективность современной системы образования повысится в том случае, если дополнительное образование ориентированное на определение социальных потребностей общества, не будет сдерживаться ведомственным диктатом и станет развиваться в направлении усиления комплиментарной составляющей полноценного образования человека, что связано не с недостатками основного образования, а с его принципиальной невозможностью, будучи конечным по сути, обеспечить полноту образования.
|