Модернизация общественной жизни, приоритетное развитие ряда отраслей экономики, тенденции научно-технического обновления производства, связанные с наукоемкими, информационными технологиями, использование достижений общемировой образовательной практики определяют сегодня основные направления развития системы среднего профессионального образования.
Федеральные госстандарты среднего профессионального образования призваны стать стандартами нового поколения, для которых присущи следующие отличительные особенности:
-
выраженный компетентностью характер;
-
общность фундаментальной части образовательных программ;
-
обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);
-
отсутствие компонентной структуры (федерального, национально-регионального) с одновременным расширением академических свобод учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;
-
установление новой формы исчисления трудоемкости учебных занятий в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.
Являясь комплексной федеральной нормой качества образования, стандарты третьего поколения должны свести к минимуму саму возможность их противоречивых интерпретаций. Они направлены на создание и реализацию конкурентоспособных образовательных программ, стимулирование творческого подхода к их проектированию, обеспечение гибкости и инновационной направленности образовательного процесса.
К числу сложных задач, которые ещё предстоит решить разработчикам госстандартов среднего профессионального образования, принадлежит проектирование образовательных целей. Программные образовательные цели должны быть совместимыми с миссией учебных заведений и учитывать потребности всех заинтересованных сторон. Не вдаваясь в теоретические тонкости этой педагогической проблемы, можно привести примеры образовательных целей (целей воспитания и целей обучения): выпускать конкурентоспособных специалистов, хорошо адаптированных к профессиональной карьере в определенной области (сфере); развивать способность работать как самостоятельно, так и в составе команды; совершенствовать навыки построения карьеры и самопрезентации; обеспечить получение студентами развитого опыта в части информационных технологий; предоставить студентам, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.
Кроме того, среди принципиальных требований, которые необходимо проводить в жизнь создателям стандартов, это – усиление взаимодействия с рынками труда и многообразными социальными партнерами. Средним специальным учебным заведениям при проектировании профессиональных образовательных программ необходимо в режиме социального партнерства с предприятиями определять те знания и умения, которые будут востребованы на этих рабочих местах, разрабатывать в связи с этим содержание обучения и реализовывать его, используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте.
|