Стратегия инновационного развития России до 2020 г. базируется на реализации интеллектуального потенциала страны и потому предъявляет высокие требования к уровню и качеству профессионального образования. В настоящее время процесс реформирования профессионального образования в основном направлен на сферу высшего образования и практически не затрагивает послевузовское образование. Необходимость преобразований государственных образовательных стандартов послевузовского образования не менее настоятельна, чем в высшем образовании, и при этом в тесной увязке с ним.
Послевузовское профессиональное образование – подсистема непрерывного образования взрослых, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, конкурентоспособных в сложной современной социокультурной ситуации, свободно владеющих методологией и технологией научной деятельности, обладающих профессиональным мышлением. Формами подготовки таких кадров являются обучение в очной и заочной аспирантуре, соискательство и как высшая ступень научной работы – докторантура.
За последние два десятилетия на фоне падения престижа научно-исследовательской и преподавательской деятельности в обществе увеличился спрос на ученые степени и звания у лиц, не занимающихся такими видами деятельности. Это повлекло за собой расширение платности послевузовского образования, понижение качества диссертационных работ, возникновение диспропорций в подготовке специалистов разных профессий и пр. В результате система послевузовского образования все в меньшей степени выполняет функцию воспроизводства научных и преподавательских кадров. Более того, сегодня послевузовское образование не отвечает требованиям инновационной реструктуризации страны, поскольку оно практически не ориентировано на стратегические приоритеты в области науки, техники и технологий. Поэтому значение послевузовского образования актуализируется не только в плане подготовки специалистов высшей квалификации для науки и образования, но также и для высокотехнологичных отраслей экономики, определяющих успех формирования национальной инновационной системы.
Представляется, что сегодня должны быть сделаны определенные шаги на уровне федерального законодательства и отдельных нормативных документов, регулирующих процесс подготовки кадров высшей квалификации. Одно из направлений реформирования традиционного российского института аспирантуры – это реорганизация процесса аспирантской подготовки, его трансформация в структурированные программы. Согласно Болонским требованиям под структурированность понимается наличие двух основных компонент – образовательной и исследовательской. Государственные образовательные стандарты послевузовского образования должны рассматривать обучение в аспирантуре в качестве третьего уровня высшего образования. На уровне федерального законодательства требования необходимо предъявить не только к структуре основных образовательных программ, но и к условиям их реализации (материально-техническое и информационное обеспечение), а также результатам их освоения (приобретение профессиональных компетенций, навыков и умений).
|