По всем прогнозам новое тысячелетие потребует от человечества максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала, чтобы не только сохранить цивилизацию, но и обеспечить ее процветание. Мы все перед выбором: самоуничтожение или выживание через “общество знаний”. И в этом контексте роль образования становится ведущей и определяющей на глобальном уровне. Другими словами, можно сказать, что от уровня и качества образования зависит судьба цивилизации.
Цели обучения могут быть достигнуты посредством оптимального сочетания содержательных и методических подходов к организации учебного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор форм, методов и средств обучения регламентируются системой дидактических принципов. Дидактические принципы синтезируют в себе достижения современной педагогической науки и обновляются под их влиянием. Реализация принципов обучения в высшей школе тесно связана с содержанием конкретной дисциплины, сонаправленной деятельностью преподавателя и студентов. Каждый принцип приобретает смысл дидактического “вектора” для методического мышления преподавателя, а их совокупность становится основой восприятия студентами логической цепи понятий: “закономерность” – “теория” – “принцип” – “метод” – “средство”. Логика их расположения проста: от теории к решению практических задач.
Дидактические принципы, прежде всего, направленности, научности обучения, систематичности и последовательности должны составлять основу организации учебного процесса в университете в целом, в противном случае все методические разработки и инновации становятся неадекватными их сущности. Знания, умения и навыки можно формировать у студентов в целостной, логической системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связан с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
К примеру, в основе принципа научности обучения лежит закономерная связь между содержанием науки и учебной дисциплины: содержание современных курсов учебных дисциплин должно быть ориентировано на задачи, стоящие перед производством и требующие своего решения в настоящее время и предполагающие развитие в дальнейшем. Их новое освещение в процессе обучения не только повысит мотивацию студентов к изучению дисциплины, но и будет способствовать обучению методам научного поиска и внедрению в учебный процесс элементов проблемности, необходимой привычки фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научные и производственные дискуссии, доказывать преимущества предлагаемых решений, рационально использовать научную литературу, в том числе периодическую.
Принципы обучения в высшей школе составляют систему научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретических предпосылок в практику преподавания определяет профессиональное мастерство, искусство педагогов высшей школы. Сохранение и преумножение традиций отечественной высшей школы будет способствовать не только формированию системы знаний, умений и навыков, но выступать важнейшим условием формирования личности, ее мировоззренческой направленности.
|