Профессиональное образование в СССР начало развиваться с принятием декрета Совнаркома РСФСР «О мерах по распространению профессионально- технических знаний». Важной вехой в развитии профессионального образования в СССР стало утверждение в 1920 году Положения о профессионально – технических школах. Стали создаваться школы ФЗУ. Эти профессиональные учебные заведения объединяли общее, профессиональное и политическое образование, сочяетали теоретическую подготовку с производственным трудом. В школах фабрично – заводсткого ученичества (ФЗУ) применялись три системы производственного обучения:
-
предметная;
-
операционная;
-
комбинированная.
Позднее в тридцатых годах была разработана операционно – комплексная система. В основе операционно - -комплексной системы лежит последовательное освоение приемов и операций. Затем осваиваются комплексные работы. Весь процесс обучения организован через производство продукции. Школы ФЗУ существовали в период с 1920 по 1940 годы. За это время в них было подготовлено два с половиной миллиона квалифицированных рабочих кадров. В 1940году была создана система Государственных резервов СССР. В эту систему были переданы и школы ФЗУ, которые были реорганизованы в ремесленные училища и школы фабрично- заводского обучения.
В дальнейшем в связи с развитием среднего образования были созданы технические училища. В 1958 году Государственные трудовае резервы были преобразованы в Государственную систему профессионально – технического образования. В новой системе профессионально- технического образования был создан и новый вид учебных заведений – профессионально- технические училища.
Все учебные заведения системы профессионально – технического образования были разделены на группы, в соответствии с родственными профессиями. Например, строители, химики, металлурги и т.д. Было определено всего 1100 профессий. Благодаря специализации профессионально- технических училищ стало возможным повысить качество подготовки.
В профессионально- технических училищах профессиональная подготовка состоит из теоретического обучения и производственного обучения. Теоретическое обучение включает циклы гуманитарных, естественно – научных и специальных дисциплин. В настоящее время в профессионально- технических училищах использую новую современную технику и передовые методы подготовки.
|