Инновационные процессы в общеобразовательной школе и реформа педагогического образования стимулировали интерес ученых к вопросу профессиональной подготовки учителей. Требования, предъявляемые к современному специалисту, обосновывают необходимость пересмотра методической подготовки учителей в вузе. Сегодня в педвузе господствует предметно-методическая парадигма: изречение “Знай свой предмет и излагай его ясно” остается негласной целью учебной деятельности при подготовке специалиста. Общество получает учителя, более или менее успешно работающего в рамках классно-урочной системы, но часто не влияющего на духовное и нравственное становление учащихся.
Активное обращение педагогической общественности к инновационным процессам связано в первую очередь с теми последствиями, которые переживает весь современный мир из-за многообразного потока информации, хлынувшего на общество в результате научно-технического прогресса. В данных общественно-политических и социально-экономических условиях необходимо уметь не только воспринимать ее, но, что самое главное, самостоятельно перерабатывать, отбирать для себя нужное и использовать в практической деятельности. В связи с этим высшее педагогическое образование должна включать в себя, наряду с определенным государственным стандартом объемом знаний, умений и навыков, обучение технике самостоятельного “добывания” нужной информации для решения различного рода проблем.
Как отмечают ученые, основным недостатком в подготовке педагогов на сегодняшний день выступает “знаниевый подход”, “нейтральность” учебной деятельности студента по отношению к предмету будущей профессиональной деятельности. Лишь сформировавшись как субъект учебной деятельности, студент сможет выступить осознанным деятелем в профессии, что предполагает способность к рефлексии, прогнозированию и проектированию своей профессиональной деятельности.
Ведущая идея современного высшего педагогического образования заключается в том, что вузы должны переориентироваться на подготовку учителя-профессионала. Такой специалист должен уметь использовать собственные оригинальные методики, а также иметь глубокие знания по целому комплексу предметов. Он должен стать организатором напряженной учебной работы по решению нетрадиционных задач, формированию у школьников творческого мышления, ценностных ориентаций. Подготовка учителя-профессионала в педвузе предполагает преобразование структуры и содержания образования.
Это означает, во-первых, развитие умения вычленять проблемы; во-вторых, искать пути их рационального решения; в-третьих, критически анализировать полученные таким путем знания; в-четвертых, применять данные знания и умения для решения новых задач или задач в новых, оригинальных, нестандартных условиях. Формирование опыта творческого решения профессиональных задач, овладение исследовательскими навыками являются значимыми для осуществления ориентации будущих педагогов на непрерывное профессиональное становление, становления активного и целостного профессионального самосознания, объединяющего учебную и будущую педагогическую деятельность в единый, личностно-значимый процесс развития.
|