В условиях современной российской экономики партнерство государства и частного бизнеса становится все более и более эффективным способом решения как инфраструктурных задач, входящих в зону ответственности государства, так и задач осуществления предпринимательской деятельности частных фирм и компаний. Это особенно актуально в свете кардинальных изменений, инициированных мировым финансовым кризисом.
В настоящее время возможности успешного конкурентоспособного развития высшей школы ограничены проблемами с качество материально-технической базы, снижение научно-исследовательского потенциала, кадровыми проблемами. Дефицит финансирования сферы профессионального образования, острая потребность субъектов частного сектора в высококвалифицированных кадрах обуславливают объективную необходимость объединения финансовых и организационных ресурсов государства и субъектов частного сектора для развития системы профессионального образования.
Частно государственное партнерство в образовании (ГЧП) – это система долгосрочных отношений междугосударством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков. Реализация в сфере профессионального образования эффективных механизмов частно государственного партнерства является важным направлением развития российской системы образования и условием успешного функционирования российской экономики, повышения ее конкурентоспособности.
Можно считать, что становление государственного частного партнерства в России началось с XIV съезда РСПП в ноябре 2004 года, когда было объявлено о начале в стране периода ГЧП. Основными участниками стали созданный Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны и венчурные фонды, и ряд государственных программ по консолидации государственных институтов развития в 2007 г. на основе Внешэкономбанка. В июле 2005 года был принят ожидаемый всеми инвесторами Федеральный закон “О концессионных соглашениях”. Он призван обеспечить легальную структуру с целью упрощения осуществления проектов ГЧП на основе концессионных соглашений по поводу финансирования инвестиций и восстановления российской инфраструктуры. Действия государства по законодательному закреплению отношений, возникающих в рамках ГЧП, позволяют делать вывод, что его намерения по переходу от простого диалога с частными инвесторами к практической сфере применения такого механизма, а также к перспективному сотрудничеству с бизнесом, достаточно серьезны и подкрепляются соответствующими законодательными актами.
В настоящее вреся планируется дальнейшее развитие частно государственного партнерства в образовании. Существующие частные учебные центры, обучающие конкретным технологиям, – как отдельные фирмы, так и подразделения в составе крупных компаний – станут полноправной частью национальной системы профессионального образования. Они наряду с государственными учебными заведениями будут на конкурсной основе получать государственное финансирование на программы обучения и на развитие.
|