Важнейшая цель, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить в ситуации растущей взаимозависимости, необходимости осуществления совместной общечеловеческой деятельности в условиях возрастающей диктатуры ресурсов планеты, ее живого вещества – биосферы, воздуха, воды, жизненного пространства и всего, что лимитирует сегодня дальнейший ход человеческого благополучия. Особая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит экологическому воспитанию в дополнительном образовании.
Одним из принципов экологического образования и воспитания является непрерывность. Этот принцип предусматривает необходимость поэтапного экологического образования человека на протяжении всей его жизни. Его практическая реализация связана как с дальнейшим совершенствованием отдельных учебных заведений, так и с созданием целостной системы непрерывного экологического образования на основе преобразований и интеграции уже существующих видов базового и дополнительного образования, всемерного развития экологического образования на всех его уровнях. Все уровни системы непрерывного образования должны уделять внимание экологическому образованию, однако каждый уровень имеет свои функции и особенности.
В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит соответствующим учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Участие дополнительного образования осуществляется в непрерывном экологическом образовании через: реализацию образовательных программ экологической и природоохранной направленности; исследовательскую деятельность обучающихся; практикумы на пришкольных участках, работу школьных лесничеств; организацию практической природоохранной деятельности, пропаганду экологических знаний. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.
Учреждения эколого-биологического профиля выполняют привлекательную для детей роль, давая им возможность общения в непривычной для обыденной жизни среде – вне школьного коллектива, вне дома, за городом, на природе. Дополнительное образование эколого-биологического профиля направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, экологии. Экологическое воспитание в дополнительном образовании фактически связано с подготовкой будущих экологов.
|