Постоянное совершенствование и обновление знаний стало сегодня не только фактором роста конкурентоспособности фирмы или работника, но и необходимым условием существования. Знания быстро устаревают, сегодня слово “опоздал” означает “отстал”. Таким образом, современная экономика требует постоянного совершенствования знаний, переобучения, овладения новыми специальностями. Интеллектуальный капитал является такой же важной составляющей благополучия любой компании, как и финансовый капитал, нематериальные активы предприятия. Интеллектуальные ресурсы организации определяют ее стабильность, ключевые факторы успеха, конкурентные преимущества.
В экономических условиях постперестроечной России очень быстро выяснилось, что опыт советских директоров не соответствует требованиям новой реальности, а на предприятиях практически отсутствуют менеджеры, способные эффективно работать в современных условиях. По этому проблема обучения менеджеров встала в масштабах страны очень остро. Многие управленцы поняли необходимость получения второго высшего образования по специальности “Управление” как для обеспечения успешного старта компании, так и для поддержания ее стабильности и устойчивости.
Второе высшее зачастую считают послевузовским образованием, поскольку его получают лица, уже имеющие диплом о высшем образовании. Но оно является основным, базовым образованием, очередной ступенью высшего профессионального образования по определенной специальности. Смельчак, вступивший на тернистую тропу второго высшего, которая по закону не может быть короче 3-х лет, должен изучить все дисциплины учебного плана и защитить диплом, чтобы по окончании получить соответствующую квалификацию. Этим оно отличается от дополнительного образования, которое есть нечто иное, как переподготовка, в отдельных случаях (МВА) позволяющая приобрести лишь дополнительную квалификацию. Разница не только в учебном плане и длительности обучения, но и в категории диплома. Второе высшее образование на факультете, например, “Экономика и Управление” дает диплом государственного образца о высшем образовании с присвоением соответствующей квалификации, а дополнительное образование – диплом о профессиональной переподготовке.
Преподавание менеджмента должно опираться на осознание значительной роли управленческой деятельности в современном обществе и в современной организации. Это осознание больше не может носить традиционный характер и оказывать влияние на подготовку специалистов как носителей официальных знаний, утвержденных теориями менеджмента. Менеджмент не является только наукой – это, так же, вид практической деятельности, совершенное владение которым можно назвать искусством. При обучении, необходимо помнить это, но нужно помнить, что существует определенная база знаний, овладение которой обязательный процесс для каждого будущего руководителя.
Подготовка управленца для организации будущего – это процесс культивации духа творчества и свободы, повышения интеллекта и поиск уникальности каждого студента сочетании с приобретением научных знаний. Необходимо научить видеть мудрость и в академических постулатах и в практических теориях, использовать их на благо организации.
|