Интенсивное использование сети Интернет привело к возникновению нового термина – обучение на основе веб-сети, которое может быть определено как – саморегулируемое преподавание, распространяемое по Интернет. Постепенно этот термин трансформировался в понятие электронного обучения. Этот термин по-разному трактуется в литературе. Например, по О.А. Лаврову, электронное обучение есть “передача знаний (е-материалы, е-курс) с применением среды обучения, ориентированной программными средствами обучения, компьютерами, локальными и/или глобальными сетями”. Глоссарий характеризует электронное обучение как: 1) процесс формального и неформального обучения, учебные занятия и события, проводимые с использованием электронных средств информации (интернет, экстранет, CD-ROM, видеозаписи, телевидение, мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры); 2) термин, покрывающий широкий спектр приложений и процессов, таких как сетевое обучение, виртуальные аудитории и цифровая совместная работа. Отличается доставкой контента через электронные носители. Существует также следующее определение: “электронное обучение – это использование технологии, предоставляющей людям возможность учиться в любое время и в любом месте. Электронное обучение – это и соответствующее преподавание, и предоставление информации по первому запросу, а также руководство экспертов”.
Таким образом, электронное обучение – это комплекс технологий, методик, организационных усилий, позволяющих получать высшее образование по программам профессионального, общего, дополнительного профессионального образования, использовать разнообразные виды обучения: формальные и не формальные, и даже информальные, в разных формах образования: в очной, заочной, экстернате, и, наконец, включаться в образовательный процесс с разной степенью удаленности от преподавателя.
Формирование технологий электронного обучения является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. По мнению отечественных и зарубежных специалистов, электронное обучение обладает наибольшим потенциалом в модернизации системы высшего образования. Тем не менее, необходимо признать, что электронное обучение не может являться единственным инструментом. Заметные успехи развития электронного обучения требуют интеграции на различных уровнях, включая уровни непосредственного процесса образования и обучения, организационного развития, работы с кадрами, уровень технологического оснащения и инфраструктуры, а также уровень рыночного потенциала.
Электронное обучение предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся. В настоящее время, все большее распространение в странах Западной Европы получает комбинированная форма обучения, при которой технологии электронного обучения объединяются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию. Считается, что комбинированная форма обеспечивает удобство и экономичность в сочетании с эффектом личного воздействия на обучающегося, которое присуще традиционному обучению. В бизнесе данную систему успешно используют для корпоративного обучения, чтобы повышать квалификацию сотрудников без отрыва от рабочего места.
|