Жесткая конкуренция на рынке товаров и услуг, глобальный экономический кризис внесли серьезные коррективы в условия существования бизнес-структур. Успешно соответствовать современным требованиям могут лишь компании, укомплектованные высококвалифицированным персоналом, оперативно реагирующим на происходящие изменения как в экономике, так и в профессиональной сфере. По-настоящему востребованы лишь специалисты, владеющие новейшими знаниями, постоянно совершенствующие свой образовательный уровень. Необходимость обеспечения формирования в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни дает возможность максимально эффективно использовать человеческий опыт и интеллект в социально-экономическом развитии страны.
Одной из форм непрерывного профессионального образования является дополнительное профессиональное образование. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в сфере дополнительного образования эффективно действует принцип: “нужные знания нужным людям в нужное время”. Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, сильные моральные или материальные стимулы, практические возможности для учебы – свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги.
Цель учреждения дополнительного профессионального образования – создать условия для овладения актуализированными знаниями, для того чтобы отработать новые умения и приобрести качества, предназначенные для решения практических задач на высоком профессиональном уровне, а при необходимости освоить новую профессию. К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях – учебные центры дополнительного профессионального образования.
Обучение в них востребовано как по традиционным, так и по инновационным технологиям и проектам, в том числе особенно интенсивно оно осуществляется по программам управленческого поведения руководителей, финансам и маркетингу. Поэтому в “арсенале” учебных центров дополнительного профессионального образования появляется все больший набор разнообразных учебных программ для обучения “на опережение”. Являясь оперативной и эффективной формой предоставления новых знаний, система дополнительного профессионального образования начинает постепенно перестраиваться под индивидуальные заказы работодателей и потребности населения. Из этого следует принципиальная особенность современной системы – учебно-программная документация должна быть идентична компетенции обучаемого и не может быть только типовой. Предприятия и организации, в свою очередь, должны выступать в роли активных агентов на рынке труда посредством формирования требований к уровню подготовки специалистов, участия в формировании образовательных программ, организации внутрифирменного обучения.
|