Структурные изменения в российской экономике, связанные с переходом от плановых механизмов хозяйствования к рыночным, от индустриального типа хозяйства к постиндустриальному, сопровождались изменениями спроса на работников с разными уровнями подготовки в рамках системы формального образования. С формированием общеевропейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса, к которому присоединилась и Россия, связан переход на новую форму организации учебного процесса – двухуровневую систему высшего образования. Учитывая, что одной из задач системы высшего образования является подготовка рабочей силы с высоким уровнем квалификации, способной к труду большой сложности, переход на новые формы организации учебного процесса можно рассматривать и как новый подход к подготовке таких трудовых ресурсов для экономики страны.
Двухуровневая система высшего образования – это способ организации учебного процесса, в рамках которого специализация студентов появляется только на высоких уровнях образования – магистратуре и аспирантуре, когда студент делает осознанный выбор своей будущей профессии. Бакалавриат дает широкую и в то же время достаточно фундаментальную подготовку, чтобы выпускник мог и начать трудовую деятельность, будучи востребованным рынком труда, и продолжить образование на второй ступени – в магистратуре или аспирантуре. Деление на уровни высшего образования должно приблизить образовательную систему в России к общеев¬ропейской путем создания единого общеевропей¬ского квалификационного стандарта, позволяюще¬го сравнивать степени образования. Это способст¬вует мобильности студентов и преподавателей, что является одним из главных условий Болонского процесса.
Дифференциация уровней высшего образования основывается на проектировании различных уровней компетентности, достигаемых обучаемыми. Ступень бакалавриата обеспечивает овладение общекультурным компонентом профессионального образования (ключевыми компетенциями), а также ориентировочной основой будущей профессиональной сферы, готовности к решению профессиональных задач на уровне требований современной профессиональной среды (базовыми компетенциями). Ступень магистратуры призвана сформировать ориентировочную основу и опыт профессиональной деятельности исследовательского уровня, реализуемый в форме самоорганизующейся системы профессионального мастерства. Если бакалавр соответствует уровню современных профессиональных требований, то подготовка магистра предполагает опережение их, ориентировку на фундаментальные научные, информационные и технологические тенденции и прогнозы в данной профессиональной сфере.
Не исключена и перспектива трансформации двухступенчатой структуры по двум моделям: “бакалавр-дипломированный специалист” (“выпускник колледжа с повышенным уровнем подготовки – дипломированный специалист”) и “бакалавр-магистр”, где дипломированный специалист и магистр будут рассматриваться как диверсификация второй ступени. Возможны и другие сценарии, если исходить из долговременного характера Болонских реформ и главной их посылки: они представляют собой не стандартизацию и унификацию национальных образовательных систем, а сближение их при сохранении уважения к многообразию и автономии.
|