История развития высшего образования начинает свой отсчет со времен Петра I, когда в Российской Империи остро стала проблема в специалистах и преподавателях. И русские (Салтыков, Курбатов), и иностранцы (Фик, Лейбниц, Вольф) неоднократно давали Петру советы основать в России собственные «академии». И, наконец, в 1724 году был утвержден доклад Блументроста об учреждении при Академии наук университета, а, начиная с 1725 года, уже после смерти Петра в Петербург начали съезжаться приглашенные правительством европейские ученые, обязавшиеся по контракту читать лекции в университете.
Но так как русских студентов для слушания этих профессоров (всего их прибыло 17) «не было наготове», то вместе с ними из Германии выписали еще и 8 студентов, четверо из которых потом стали академиками.
Русских слушателей новый университет пытался заполучить долго и безуспешно. По специальному запросу сената присылались ученики различных духовных академий, но их было мало, и все они оказывались годными разве что для гимназии. Только через два года (то есть к 1738) некоторые из них были признаны способными слушать университетские лекции, и тогда была сделана попытка впервые начать «правильное преподавание». Однако оно все время прерывалось из-за нехватки слушателей. В 1742 году, например, на 12 профессоров приходилось ровно столько же студентов.
В 1747 году в качестве решительных мер при университете были учреждены 30 казенных стипендий. Стипендиаты были выбраны из числа знающих латынь – язык, на котором и велось преподавание иностранными профессорами – учащихся духовно-учебных заведений.
В истории развития высшего образования в 1753 году произошел первый выпуск студентов, правда, из 20 экзаменовавшихся стипендиатов окончили курс только 9. И хотя на смену выпущенным поступили новые студенты из академической гимназии, к 1757 году лекции в университете вновь перестали читаться.
Вступивший в 1758 году в заведование университетом Ломоносов нашел, что «при Академии наук не только настоящего университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видно». Он хотел решить проблему за счет улучшения материальных условий существования университета, «дарования» служебных прав окончившим и присвоения дворянского достоинства профессорам, но в связи с кончиной императрицы Елизаветы осуществить эти планы не удалось.
В 1765 году половина студентов «вышла в отставку», объявив, что они «не имея способности более наукам обучаться, просят, чтобы их из университета исключили и распределили по должностям».
После этого университет пришел в полный упадок. В 1783 там было всего два студента, причем ни один из них не знал иностранных языков. Упадок этот был связан отчасти с открытием Московского университета, решение об основании которого, по-видимому, было принято еще в 1754 году, во время пребывания там двора. А уже в июле того же года Шувалов представил в сенат свой знаменитый проект создания университета, разработанный совместно с Ломоносовым.
Привлечь в Московский университет дворянство должны были предоставляемые им права по службе и присваивающиеся по окончании офицерские чины. И, действительно, родовитое дворянство стало отдавать своих детей в университет. В 1758 году общее число студентов доходило примерно до 100.
Но дальнейший ход дела, увы, не соответствовал такому удачному началу. Сказывалась нехватка преподавателей: на многих кафедрах их было всего по одному; число студентов упало, лекции посещались «неисправно». Профессора на запрос императрицы Екатерины о причинах упадка ответили, что «виною тому был не сам университет, а его учреждение».
|