Развитие системы непрерывного дополнительного образования – одно из важных направлений инновационной образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами, включая зарубежных. Непрерывное образование может рассматриваться как формальная часть структуры “обучения в течение всей жизни” и является одним из важных условий реализации инновационной образовательной программы.
В настоящее время разработка учебно-методического комплекса является одной из важнейших задач преподавателя. Соблюдение всех этапов создания методических материалов позволяет выстроить учебный процесс как технологически организованный, т.е. ориентированный на достижение целей обучения. Четкое структурирование методических разработок обеспечивает системный подход к проведению занятий, что дает возможность проследить взаимосвязь между поставленными целями и контрольными процедурами.
Одним из главных научно-методических приемов подготовки методических разработок в дополнительном образовании, позволяющим в наибольшей степени адаптировать курс обучения для удовлетворения образовательных потребностей и достижения целей обучения, является введения материала на основе:
-
расширения обязательных тем;
-
введения дополнительных разделов;
-
введения региональных, местных компонентов обучения;
-
введения материалов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
Методические разработки в дополнительном образовании должны включать:
-
систему заданий для самоконтроля, предлагать образцы или варианты решений той или иной проблемы, а также ключи для определения точности выполнения задания. При этом задания должны быть четко сформулированы, что особенно важно для ориентации на самостоятельное обучение взрослых;
-
полную и систематизированную справочную информацию: ссылки (сноски или отсылки к списку литературы) на используемые источники, особенно при цитировании. Все это позволит обучающимся при необходимости и желании самостоятельно вести поиск необходимой им информации.
При составлении учебно-методических материалов следует учитывать особенности контингента обучающихся, на которых он рассчитан (возраст, цели обучения, уровень подготовки, образовательные потребности); специфику изучаемого материала (профессионально направленный; естественно-научный или гуманитарный), а так же общие черты взрослой аудитории, характерной для системы дополнительного профессионального обучения – независимость, чувствительность к замечаниям, предыдущий опыт, соотнесение концепции и контекста, целеустремленность, применение теории на практике, возрастные проблемы.
|