Учебные заведения начального профессионального образования, функционирующие в системе профессионального образования России, выпускают квалифицированных рабочих и служащих. Учебные программы начального профессионального образования должны соответствовать Государственным стандартам начального профессионального образования и разрабатываются учреждениями самостоятельно. При составлении учебных программ ориентируются не только на Государственный стандарт, но и на уровень образования поступившего в училище. Учащиеся, поступившие на базе 9-летнего образования, проходят двух- или трехгодичное обучение с выдачей не только диплома о начальном профессиональном образовании, но и при соответствующей сдаче ЕГЭ, аттестата о среднем (полном) образовании. Учащиеся, поступающие на базе среднего (полного) образования, проходят одногодичную подготовку. Поэтому, при составлении учебной программы большое значение надо уделять уровню образования.
Учебные программы должны разрабатываться таким образом, чтобы их содержание обеспечивало получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации. Они должны быть ориентированы на расширение возможностей обучающихся в самоопределении при изучении профессии, а также повышении полученной квалификации. Образовательный процесс заставляет разрабатывать учебные программы таким образом, чтобы помимо теоретической части они включали в себя и выработку практических навыков у будущих специалистов. Поэтому при составлении учебных программ необходимо уделять большое внимание организации учебных и специальных практик на производстве.
Учебные программы начального профессионального образования регламентируют и нагрузку преподавателей. Учебная нагрузка преподавателей начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. Особое внимание, как уже говорилось выше, уделяется производственной практике, которая не должна превышать продолжительности рабочего времени для соответствующих категорий обучаемых. Образовательное учреждение должно своим Уставом согласно учебным программам распределить продолжительность занятий по теоретическому и практическому обучению.
Заметим, что при составлении программ начального профессионального образования, необходимо определять в нем также и компоненты, которые не будут учтены учебным планом (например, факультативные и другие дополнительные занятия) и предусматривать свободное посещение этих мероприятий студентами.
|