Переход к рынку стал одним из самых значимых вместе с тем драматичных сюжетов социальной истории России последних лет. Осуществляется попытка сотворить новую цивилизацию, соответственно меняется и система образования, которая переживает сегодня системный кризис, так как целиком и полностью зависит от идеалов и норм нового времени. Для значительной части людей, вступивших в пору “среднего возраста”, появляется необходимость приобретать новую адекватную рынку и востребованной рыночной экономикой специальность, осваивать новые для себя социальные и экономические роли.
Следует отметить, что кризисные явления в современном российском обществе в значительной степени повышают степень маргинализма общества в целом, а профессионального – в частности. Переобучение при этом выступает как способ обретения новой профессиональной идентичности. Основная цель второго высшего образования государственные вузы – подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.
Второе высшее образование отличается от первого ускоренным темпом обучения. Ведь, казалось бы, совершенно равноценный диплом можно получить всего за 1,5–2 года. При этом учиться можно по любой удобной форме: заочно, посещая вуз три-четыре раза в месяц, очно-заочно – по будням и выходным, а также на стационаре, когда занятия проводятся по будням или воскресеньям с утра до вечера. Иногда практикуется экстернатная форма по индивидуальному учебному плану.
Мобильность образования взрослых проявляется в том, что главной основой организации учебного процесса становиться индивидуализация обучения, ориентированная на конкретные цели каждого обучающегося. Те, кто желают получить второе высшее образование государственные вузы, имеют, как правило, достаточную для самостоятельного обучения личностную мотивацию. В результате во многом снимается проблема контроля знаний и степени самостоятельности выполнения заданий. Взрослый человек способен сконцентрировать усилия для решения конкретных, необходимых именно ему в данной жизненной и профессиональной ситуации проблем.
В настоящее время выделяют три категории людей, не довольствующихся своим образовательным уровнем. За студенческие парты сели люди, достигшие высокого социального статуса и имеющие соответственно высокий уровень материального обеспечения, их потребность в продолжении образования обусловлена часто нехваткой современных конкретных знаний. Потребность в получении второго высшего образования ощутили те, чья специальность утратила актуальность и не пользуется спросом в условиях рынка. Они надеются обрести новую специальность, которая позволит им найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять достойные статусные позиции в обществе. Третья категория – это люди, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предоставило первое высшее образование.
|