Глубокое изменение организационных и экономических условий деятельности российских вузов, повышение требований общества к качеству образования, вхождение в Болонский процесс и связанное с этим обновление технологий и стандартов обучения во многом способствовали обострению конкурентной борьбы на рынке образования. Сегодня, когда услуги высшего профессионального образования предоставляются не только на бюджетной, но и на платной основе, степень их индивидуализации все более повышается. Это проявляется в росте доступности услуг для потребителя за счет расширения образовательного сектора в экономике с точки зрения масштабов, а также структуры предложения образовательных услуг.
Получение высшего образования приобрело высокую ценность для большинства граждан России. Отечественные вузы, сохраняя основные ценности российского высшего образования, осуществляя подготовку высококвалифицированных кадров, должны стать доступными для обучения на протяжении всей жизни граждан, желающих обрести новые знания и компетенции.
Высшее образование – это совместно оплачиваемое благо, эффективность которого определяет:
-
студент или слушатель;
-
фактический или потенциальный работодатель;
-
государство, как работодатель и как структура, осуществляющая контроль за качеством;
-
общественные институты и учебно-методические объединения;
-
учебное заведение.
Сложность оценки эффективности высшего образования объясняется тем, что качество данной услуги необходимо рассматривать с нескольких сторон: во-первых, нужно определить соответствие структуры специальностей и квалификации рабочей силы структуре спроса на рабочую силу, сложившейся в данном регионе; во-вторых, высшее образование является социально-культурным фильтром, обеспечивающим прохождение выпускников в следующую страту. Таким образом, оценка эффективности образования подразумевает и оценку степени социальной мобильности, которая должна увеличиваться после окончания вуза; в-третьих, с развитием рыночной экономики для высшего образования особую важность приобретает сравнение издержек и затрат вузов, их финансовая обеспеченность, повышение уровня доходов профессорско-преподавательского состава, повышение "качества персонала" вуза.
Эффективность вложения денег человека в самого себя, в получение качественного высшего образования, не вызывает сомнений. Высшее образование является не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека в социальное пространство, но и выступает эффективным средством развития человеческого капитала, социально-экономической мобильности личности, служит источником повышения собственной рыночной стоимости на рынке труда. Это побуждает выбирать тот вуз, который сможет дать не только качественное образование по пользующейся спросом специальности в наиболее удобной для потребителя форме, но и приложить к диплому такие нематериальные активы, как бренд учебного заведения, практические навыки по выбранной профессии, а также дополнительные профессиональные знания из смежных или сопутствующих областей, расширяющие потенциальные возможности хорошего трудоустройства.
|