Принимая за аксиому, что технократический прогресс единственно возможный путь человеческой цивилизации, мы должны сделать вывод, что способность индивидуума ориентироваться в информационном поле, перерабатывать информацию и производить новую (получать, формировать и генерировать знание) является основой для жизненного и профессионального успеха. Образование при таком подходе не просто форма трансляции знаний и социального опыта, а способ формирования нового типа личности, способного и готового к деятельности по производству информации.
Целью информатизации образования является глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов по программам высшего образования до уровня развитых стран. Достижение этой цели позволит обеспечить в обществе массовую компьютерную грамотность и формирование новой информационной культуры мышления, что в свою очередь приведет к повышению информационно-правовой культуры. Это позволит перейти от устаревших технологий к технологиям, ориентированным на персональные компьютеры, графические рабочие станции, локальные и распределенные информационные системы, информационно-справочные и поисковые правовые системы, на пользовательский стиль работы. Информатизация образования должна рассматриваться, следовательно, как стратегически важное направление его развития.
В современном мире неумение обращаться с компьютером равносильно неумению читать и писать. Отставание государства в области информатизации ведет к появлению нового типа функциональной неграмотности населения, которая имеет всеобъемлющий характер и проявляется через неспособность адаптироваться к новой социальной среде, управлять жизненными обстоятельствами, создавать новый социальный опыт, объективно оценивать общественные изменения. Проблема информатизации становится в данном контексте не частной задачей реформирования социального института образования, а целью сохранения социальной системы.
Информационная “недоразвитость” проявляется, с одной стороны, в невостребованности обществом профессиональных и социально-личностных результатов образовательной деятельности человека, а с другой – в неспособности личности дифференцированно использовать информацию, моделировать свой оптимальный путь развития (адаптации) в объективных условиях, а также неспособности личности к самооценке достаточности уровня функциональной грамотности для успешной индивидуальной интеграции в современное общество.
Один из наиболее значимых факторов, обусловливающих преобразования высшей школы, – это информатизация как цель и средство модернизации. Информатизация образования, в особенности высшего профессионального образования, неразрывно связана с осознанием необходимости общегосударственной информатизации, которая важна для сохранения целостности и государственного суверенитета, обеспечения существования и развития России как субъекта международного права в условиях формирования глобального образовательного пространства и информационного общества.
|