Одно из основных требований зарубежных партнеров в адрес российской системы высшего образования – необходимость выдачи отечественными вузами дипломов, максимально сопоставимых с общепринятыми в мире документами об окончании соответствующих учебных заведений и прослушанных учебных курсах. Это позволит взаимно признавать с максимальным числом стран полученные в России и за границей вузовские учебно-научные квалификации. Речь идет об узнаваемости записей в российских вузовских дипломах и приложениях к ним за рубежом. Ключевое звено модернизации российской системы образования в соответствии с принципами Болонской декларации в отказе от программ подготовки в российских вузах дипломированных специалистов и введение базового/постдипломного образования (по европейской терминологии) или бакалавра/магистра (по американской терминологии).
При введении бакалавриата и магистратуры получат возможность "отсеивать" тех молодых людей, у которых поменялись планы или которые не проявили должной способности к овладению изучаемой специальностью, и принимать бакалавров из других вузов, вливая таким образом "свежую кровь". В соответствии с новым законом выпускники-бакалавры вправе не только менять специализацию в рамках одного вуза (например, некоторые бакалавры экономики решают получить в магистратуре расширенные и углубленные знания по менеджменту), но могут поступить на магистерские программы зарубежных вузов.
Аргументы противников многоуровневой системы высшего образования сводятся к тому, что российский рынок труда не готов к использованию проучившихся четыре года бакалавров и рассматривает их как недоучек, не обладающих необходимыми профессиональными навыками. Иное дело – на Западе, где предприятия охотно принимают выпускников с дипломами бакалавров, так как там развита система доучивания. Многие западные работодатели предпочитают растить кадры конкретно для своей фирмы, обучая на рабочих местах новейшим производственным технологиям и профессиональным секретам и получая в итоге нужных по уровню знаний и производственных навыков специалистов. Владельцы же российских предприятий и фирм, как показывают исследования, не хотят тратить деньги на доучивание, предпочитая брать уже готовых дипломированных специалистов, прежде всего переманивая их из компаний-конкурентов. А выпускники российского вуза с дипломом бакалавра на 90-95% остаются невостребованными.
Кроме того, многоуровневая система высшего образования пригодна не для всех специальностей. Например, программисту учиться 6 или даже 5 лет не надо, а высококлассного инженера или научного работника за 4 года подготовить невозможно. Поэтому дифференциация вузов по типам реализуемых программ станет одним из серьезнейших образовательных последствий принятия рассматриваемого законопроекта. Соответственно, в первую очередь возникает проблемы разработки оптимальных стандартов бакалавриата по конкретным специальностям, лицензирования и аттестации магистерских программ в том или ином вузе. Указанный момент станет крайне важным для развития всей системы высшего образования, аккредитации и категоризации вузов. В силу этого необходима организация независимой системы контроля и оценки качества образования, что обеспечит возможность обмена образовательными программами, повысит академическую и студенческую мобильность.
|