Профессиональное самоопределение с позиции социологии, раскрывает специфический способ взаимодействия индивида с социумом. Во-первых, при его осуществлении раскрывается совокупность тех требований, которые предъявляются к специалисту определенной профессии. Во-вторых, приобретается информация о степени востребованности этих специалистов на различных предприятиях, в организациях, учреждениях. Взаимодействие индивида с обществом осуществляется в процессе соотнесения полученной информации с теми психофизическими, социальными возможностями, которые у него существуют, и предполагает в качестве обязательного условия изучение личностью своих склонностей к овладению той или иной профессией. Социальное взаимодействие в процессе профильного обучения ведет к становлению тех ценностных ориентаций и установок, которые позволяют более обоснованно выбрать траекторию профессионального обучения и трудовой деятельности.
Переход России на профильное обучение является одной из составляющих процесса модернизации образования. Одна из основных задач профильного образования – подготовить учеников к поступлению в учебные заведения высшего уровня, решить проблемы рынка труда. Структура профильного образования должна соответствовать как интересам учащихся, так и социальному заказу общества, но школа сама не в силах представить многообразную палитру профилей. Поэтому в организации профильного обучения важным фактором является социальное партнерство школы с высшими учебными заведениями.
Профильное обучение в муниципальной системе образования должно создать условия для подготовки школьников к получению профессии. Практика показывает, что спектр профессионально-образовательных потребностей учащихся муниципальных школ достаточно широк. Важно подготовить школьников к освоению различных профессий, к труду в разных сферах социально-профессиональной деятельности. Будучи связанными с определенными областями социально-трудовой деятельности, такие курсы должны носить характер профессиональных проб различного уровня, осуществляемых в процессе прикладной подготовки учащихся.
Для служащих необходим высокий уровень профессионального образования, предполагающий высокий уровень развития и общей культуры. Пока же нынешнее профильное высшее образование слабо адаптировано к подобным требованиям со стороны успешных предприятий. Учреждения системы высшего образования "не готовят нужных специалистов". На подавляющем большинстве предприятий найм выпускников обычно связан с дополнительными затратами времени и финансов для "подгонки" новых специалистов, исполнителей или рабочих под конкретное место.
Необходимость повышения качества профильного высшего образования диктует потребность внедрения активных и интенсивных методов обучения:
-
обеспечение возможностей для самостоятельной работы;
-
организацию учебного процесса, предоставляющую возможность обретения как теоретических знаний, так и практических навыков;
-
использование всего арсенала культурогенных педагогических технологий, которые, впитав все достижения человеческой практики, способны воздействовать на обучаемых, активизируя их творческую энергию и инициативу.
|